М. Д. Муретов о христианском браке
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В своей богослужебной практике православные священники часто сталкиваются с просьбами о церковном разводе. Люди, как мужчины, так и женщины, просят их развести по разным причинам. Из-за остывшей (потери) любви или из-за возникшей новой любви; муж (или жена) пьяница или наркоман (наркоманка), из-за постоянных побоев, измен и т. п. И конечно же, просят о новом церковном венчании. Священники обращаются с этими вопросами к правящему архиерею и тот уже решает, как поступить. Лёгких решений, как правило, не бывает
Мы знаем о существовании определенных правил церковного развода и множественных примеров второго (третьего…) венчания. То есть Церковь допускает бракорасторжение и бракоповторение, (по М. Д. Муретову) – низводя догму брака, или его идеальность, в канон, или законность – с одной стороны, а с другой, - в таинстве покаяния в тех же целях воспитания и укрепления о Христе немощных чад своих Церковь оставляет и очищает временные и случайные нарушения чистоты идеально-христианского брака через прелюбодеяние не только сердечное, но даже и телесное.
Почему раньше церковных разводов было намного меньше? Потому что вера в Бога у людей была несоизмеримо крепче и свободного времени на различные утехи и отвлечения от семьи у них почти не оставалось. Человек горячо верил в Бога и работал в поте лица своего. Это одинаково относилось и к мужчине, и к женщине. Он (человек) был рад месту отдыха, как и тот самый александрийский кожевник. Молитва и труд не оставляли времени для греха, для самолюбования и «подогрева» гордыни – источников малодушия и равнодушия.
Для Господа нашего Иисуса Христа брак это всегда непоколебимая догма, для Церкви брак это канон или законность, имеющие некоторые отступления от догмы – идеального христианского брака.
Митрофан Дмитриевич Муретов (1851-1917) в своей работе это наглядно доказывает и показывает. Только не торопитесь быстро читать. Священномученик Иларион (Троицкий) пишет о своем учителе, что «при устремлении мысли писателя в высокую сферу богословского созерцания труды М. Д. Муретова являются одним из редких исключений в так часто сухой и безжизненной экзегетической литературе. Они насыщены богословским содержанием. Это их отличительная черта. Многие статьи Митрофана Дмитриевича нельзя быстро читать. Их следует читать медленно. Их следует изучать. В них следует вдумываться».
Аминь.
+ Д.