На предстоящем Архиерейском Соборе Российской Православной Церкви, Бог даст, Церковь выскажется о февральском грехе русского народа - отступлении его от Бога и Царя.

Однако ещё и до Собора следует сказать правду по этой теме. Эта правда сегодня уже не терпит отлагательства. Наши бывшие сомолитвенники продолжают активную проповедь своего народопоклоннического лжеучения о безгрешности русского народа (его святости!), и молчать до Собора это всё равно, что равнодушно смотреть на заклание Агнца.

Впустив в свои души духа злобы и лжи, и отравляя им православное сознание, они уводят за собой в погибель доверчивых русских людей.

Цель этой статьи, с Божьей помощью, предостеречь от увлечения безумными бреднями в красивой соблазнительной оболочке и попытаться направить верующих людей на путь к Богу и спасению.

+

Царство земное благословенно Самим Господом и установлено по его прямому повелению. И Господь этого своего благословения никогда не отменял. Следовательно, Православное Царство, как установление божественное, равнозначно другим божественным установлениям, которые подобно догматам и канонам Православная Церковь обязана хранить как зеницу ока. И вся Церковь, все Её члены, все православные люди, без исключения, должны, даже и под страхом смерти, стоять на защите Православного Царства. И в первую очередь это касается пастырей и архипастырей Православной Церкви, без которых Церковь не существует.

Нет смысла останавливаться на мiровой истории православного христианства. В этой истории были разные цари и разные пастыри и архипастыри. Князь мiра сего никогда не оставлял своих попыток искушения и соблазна. Поэтому мiровая история так полна отступлениями от Бога.

Чаша сия не обошла стороной и Святую Русь.

В февральской трагедии 1917 года, убиении Царя и Царской Семьи, сегодня обвиняют кого угодно:

  1. Жидов.
  2. Русский народ.
  3. Царя и Династию Романовых
  4. Масонов, генералов и дворянство.
  5. Поместное Православное Духовенство.
  6. Всех вместе взятых.
  7. И вообще, никого не обвиняют, полагая, что всё произошло по Промыслу Божию, и что нам грешным не дано о Нём знать.

Рассмотрим некоторые позиции этих обвинений.

1

О жидах Господь сказал так: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Жиды - дети дьявола и Господь им воздаст по их богоотступническим делам. Обвинять одних лишь только жидов в февральской трагедии 1917 года, убиении Царя и Царской Семьи, это всё равно, что обвинять дьявола. Виновны ли они? Вне всякого сомнения - виновны! Но нам-то русским православным людям, какое дело до их вины? Господь за грехи жидов спросит не с нас, а с них. А с нас спросит за наши грехи. Это, ведь, ясно, как Божий день.

Грех начался с Денницы. От него он перешёл на падших ангелов. И от Денницы – змия, первородный грех пал на род человеческий. Первоначально грех пал на наших Прародителей Адама и Еву.

Господь Бог так наказал за него: «И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». (Быт. Гл. 3. 13:19).

Как прекрасно видно из текста Священного Писания дьявол получил от Господа Бога своё наказание, а Адам и Ева – своё. Дьявол, как отец греха или лжи, не в силах был покаяться перед Господом. Он так закоснел в грехе, что просто не мог этого сделать. Грех стал смыслом его существования, и он совсем не думал о покаянии.

Адам же мог покаяться в своём первом грехе. И как видно из текста Священного Писания Господь ожидал от него этого покаяния, беседуя с ним и вопрошая, будто не ведая о случившемся грехе. Но Адам не только не покаялся, но и свою вину, свой грех переложил на Творца своего: «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:12). «Жена, которую Ты мне дал…». Ты дал. Ты и отвечай. А я, мол, ни при чём.

Из этого Ветхозаветного примера можно провести сравнительную аналогию по отношению к жидам и русскому народу в грехе Февраля 1917 года и его последствиях.

 

2

О греховности русского народа говорилось Святыми Отцами давно. И не только применительно к Февралю 1917 года и его последствиях. В этой связи будет нелишне вспомнить Собор 1607 года. Тогда Св. Патриарх Ермоген разрешал русский народ от греха и молитвенно ходатайствовал перед Богом за восстановление Православного Царства во главе с Царём,Помазанником Божиим. О грехах русского народа говорили и писали Св. Феофан Затворник, Свят. Правед. Иоанн Кронштадтский…

Наш великий пастырь-пророк Св. Правед. Иоанн Кронштадтский во всенародном покаянии видел главное условие спасения России. Он в частности писал: «Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские: очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом, и Он примирится с нами».

Русский народ – понятие всеобъемлющее. И я не отделяю от него православное духовенство, царствующий дом во главе с Царём, дворянство. По моему глубокому убеждению, в понятие – русский народ должны входить все сословия без исключения. Однако часто под русским народом понимают только низшие сословия. Что в корне не верно.

Более того. Русский народ - это совокупный духовно-государственный организм, состоящий не только из живущих ныне, но и из уже умерших и ещё только намеревающихся родиться людей. Этот организм объединен сознанием своего духовного единства и своей общей ответственности за историческую судьбу этого организма. Как и в Церкви, в этом организме «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены». (1 Кор.12:26).

Вот почему наша земная жизнь определяется не только нашими грехами и добродетелями, но и духовно-нравственным наследием наших предков. И своим потомкам мы передадим в наследство свое собственное нравственное состояние, оставим на них наши нерешенные проблемы, наши нераскаянные грехи, наши невыполненные перед Богом обеты и нарушенные клятвы. Пока это сознание взаимной ответственности есть, есть и народ как историческое явление. В противном случае он распадается на миллионы индивидуумов, каждый из которых отвечает только за себя, перестает быть народом и сходит с исторической сцены. И всякий, кто действительно принадлежит к русскому народу, хорошо понимает и живо ощущает всё, о чем я выше написал.

В февральской трагедии 1917 года и во всём том, что за ней потом последовало, как некогда Адам и Ева, виноват весь русский народ. Трагедия в том, что отступив от Царя из дома Романовых, мы нарушили клятву 1613 года и таким образом, стали клятвопреступниками. Мы предали и отступили от Царя, Помазанника Божия. Это, во-первых. И, во-вторых, что ещё более страшно, мы отступили от Бога, отвергнув Его благословенное Царство и добровольно приняв сатанинскую структуру правления, в лице Временного Правительства, а затем и Совдепии.

И теперь находятся люди, утверждающие нашу невиновность. Утверждающие природную святость русского народа. Не безумие ли это? И принадлежат ли такие люди к русскому народу, за который они якобы радеют, если они всей этой трагедии просто не чувствуют? Думаю, что утверждать всё это могут только называющие себя «русскими» представители советского народа, так как, во-первых, советский народ полностью духовно порвал со своими православными предками, выпал из лона русского народа и не чувствует ни его радостей, ни его грехов, а во-вторых, закоренелое безпокаянство является отличительной чертой именно советского человека. Поэтому советские люди, вскормленные комсомолом и Патриархией и ошибочно принимающие себя за русских, не понимают самой постановки вопроса о грехе, покаянии и их связи с исторической судьбой народа.

Подлинные же представители русского народа, никогда не терявшие с ним связи, о наших грехах и падениях имели мужество говорить всегда. В частности, о февральском грехе русского народа говорили и писали Свят. Иоанн Шанхайский, архиеп. Аверкий (Таушев), митр. Анастасий (Грибановский), архиеп. Нафанаил (Львов), проф. И. Ильин и многие другие известные люди.

Приведу некоторые эти слова.

+

«… Неверные союзники приняли участие в заговоре. Ближайшие сотрудники, когда Государю нужна была нравственная поддержка, не дали ее и нарушили присягу. Одни - приняв участие в заговоре, другие - по слабости советуя отречение. Государь остался совсем один, а кругом "измена, подлость и трусость".

Со дня отречения все пошло последовательно рушиться. Иначе и не могло быть. Был свергнут тот, кто объединял все, стоя на страже Правды. Был совершен грех и открыт свободный путь греху. Напрасно хотят отделить февраль от октября: одно было прямым следствием другого.

В нынешние дни марта Псков был Гефсиманией для Государя, Екатеринбург стал для него Голгофой.

Государь Николай Александрович скончался как мученик, с непоколебимой верой и терпением, выпив чашу страданий до дна.

Грех против него и России совершили все, кто так или иначе действовал против него, не противодействовал тому или хоть сочувствием принял участие в совершившемся сорок лет назад событии. Грех тот лежит на всех, пока не будет смыт искренним покаянием. Вознося молитвы о упокоении его души, мы молим и о убиенных также в мартовские дни Царях Павле Петровиче и Александре Николаевиче.

И молимся о прощении русскому народу тяжкого греха измены и цареубийства. "Горе глаголющим лукавое доброе, и доброе лукавое" (Ис. 5,20). Перед нами, пред русским народом путь восстания - есть путь сознания греха и покаяния.

Для возрождения России напрасны все политические и программные объединения: России нужно нравственное обновление русского народа.

Мы должны молиться о прощении грехов наших, чтобы Господь оказал милость нашему Отечеству, подобно тому, как Он освободил Израиль от плена Вавилонского, восстановил и разрушенный град Иерусалим…».

(Свят. Архиеп. Иоанн Шанхайский. Из слова перед панихидой по Царю-мученику).

+

«А у нас православных русских людей, кроме своих личных грехов, свойственных всем людям, есть ещё особые грехи – грехи пред нашим «отчим домом» на земле, пред нашей Родиной-Россией, которая была некогда «Святою Русью», а, по нашим грехам, сделалась вертепом разбойничьим, капищем сатаны.

Случилось это потому, что мы, по неразумению нашему, духовно покинули наш «отчий дом» - Святую Русь и, подобно блудному сыну евангельской притчи, ища «свободы», устремились «на страну далече». Оплевали, нагло попрали все наши вековыя родныя святыни, изменили истинной Христовой вере – вере Православной, надругались над св. Церковью и устремились душою на глубоко чуждый нам Запад, где, вследствие отступления от истинной веры, зародилось сначала вольнодумство, а затем – открытое безбожие и сатанизм с обожествлением низменной чувственности и идеализацией материи, как единственного движущаго начала человеческой жизни.

«Западом и наказывал и накажет нас Господь», так пророчествовал ещё в конце прошлого столетия святитель Феофан Вышенский: «а нам в толк не берётся … Завязли в грязи западной по уши, и всё хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим; и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас! Посли свет Твой и истину Твою!» («Письма о Христианской жизни», 40. Стр. 70).

И вот, после всего того кошмарного кровавого ужаса, который стрясся над нашей несчастной Родиной-Россией, которая сделалась жертвой потерявших облик человеческий, осатаневших людей, - казалось бы, все русские люди должны были бы духовно прозреть и образумиться. И не искать виновников происшедшей жуткой катастрофы вокруг себя, по сторонам, а осознать что главные виновники – это мы сами, поскольку мы всё время «плясали под чужую дудку» - с непонятным подобострастием прислушивались к клеветническим речам и лживым наветам врагов нашей святой веры и Церкви, поддакивали им и следовали их злым внушениям, ведя зачастую самую предательскую работу по подрыву всех вековых устоев нашей Родины и толкая её в пропасть…».

(Архиеп. Аверкий (Таушев). Из статьи «Сознаем ли мы себя блудными сынами?»).

+

« ... Народ наш совершил двойной тяжелый грех: изменил своему Царю-Помазаннику Божию и изменил ему именно за то, что тот был совершенно праведным, беззкомпромиссно исполнял свой Царский долг, служа правде Божией. Народ не захотел вместе с Царем тяжким подвигом служить этой правде, отказался от креста, потянулся к земным, низменным плотским достижениям, одни к миражу политического значения, другие к земельным наделам, третьи к миру во что бы то ни стало - и черепками, четвертьвековой адской, ни с чем несравнимой мукой отплатила темная сила обманутому ею народу. Они хотели политического значения - мы знаем, что они получили, они хотели мира и земли - и земля вся до последнего клочка была отнята от них, а мира они не видели за все эти долгие годы ... »

( Архиеп. Нафанаил (Львов)«Беседы о Священном Писании и о вере и Церкви», Нью-Йорк, 1992, Т.3 с. 94-95).

+

"Стояние в вере Православной должно заключаться не в одном лишь точном исповедании учения Православной Церкви, а и в жизни сообразно вере. Посему оплачем грехи и преступления наши, которыми мы осквернили себя, навлекли на себя гнев Божий, покаемся в них от всего сердца. Прежде всего вспомним тот грех, который, как тяжелое бремя, лежит на всем Русском народе, поскольку он является одним организмом, и который служит, быть может, главною причиною теперешних бедствий его и нашего изгнания с Родины. Грех тот есть измена Помазаннику Божию, коей запятнали себя творцы и вдохновители нашей революции.

Вспомним, как отнеслись мы все к тем событиям, которые погубили Россию, как многие радостно приветствовали захват власти восставшими на Государя и отверглись от Того, Кого незадолго перед этим всюду восторженно встречали. Понося, слушая и распространяя клеветы на невинного страдальца, русские люди позволили врагам России лишить его свободы и сослать вглубь страны, оставив беззащитным в руках преступников. Мученическая смерть Царской Семьи явилась непосредственным следствием этих преступлений и лежит на совести не только тех, кто непосредственно участвовал в этом величайшем злодеянии, но и на всех нас, поскольку мы не приняли мер для того, чтобы уберечь Государя от руки преступных убийц».

(Из Послания Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей "Русской пастве в рассеянии сущей").

На этих страницах можно ещё долго приводить тексты о грехе русского народа. Но и приведённого выше вполне достаточно.

3

Некоторые беснующиеся «ревнители» из рядов советско-русского народа сегодня дошли до возведения обвинений во всём случившемся на Св. Царя, Помазанника Божия. И до сей поры, не утихают споры, отрекался ли Император от Престола или же нет? Как будто знание истины об этом есть панацея от всего прочего, богомерзкого. Да сама подноготная «отречения» Помазанника Божия и вся трупная возня вокруг неё, выглядит, как подлое и самое низменное человеческое явление. Безбожие и безчестие порождало только одно - «измену, трусость и обман». Кто-то точно тогда подметил, что это не Царь отрёкся от Престола, а это Россия отреклась от Царя.

Есть все основания полагать, что Государь попал под домашний арест ещё будучи в своей Ставке во Пскове. Существуют авторитетные исторические исследования о том, что Он умышленно пошёл на такое грубое попрание Законов Российской Империи, будто совершенно ими не владея (хотя, на самом деле, Император великолепно знал Законы Российской Империи!), и таким единственно оставшимся у Него способом, давая знать верным Ему людям о начавшемся беззаконии.

Почему-то сегодня никто не упоминает, что Николаю Второму дано было знать гораздо больше своего окружения – Династии и Духовенства. Российский Император знал наперёд, что Его ожидает. Поэтому Он, как человек высокодуховный и святой, полностью положился на волю Божию. Мог ли он противиться Этой воле? Нет, не мог!

Вспомните пророчества Авеля и вспомните письмо Царю-батюшке Св. Преп. Серафима Саровского. Кроме Государя Императора письма эти никто не читал. В этих письмах старцы и открыли Ему Его скорбный путь. Будет правильно утверждать, что Государь принес себя в жертву за свой народ и через это открыл ему (нам!) путь к покаянию. Идею об искупительном характере этой жертвы все наши православные публицисты (отечественные и зарубежные!) выводят из слов Государя, сказанные Им перед так называемым «отречением»: «Если нужна жертва, я буду этой жертвой».

По свидетельству кн. Жевахова толпа в то время говорила: «Власть, по самой природе своей, должна быть железной, иначе она не власть, а источник произвола и беззакония, а Царь слишком добр и не умел пользоваться Своею властью». Сам же кн. Жевахов, бывший товарищ обер-прокурора Святейшего Синода, на этот ропот толпы православно и отвечает: «…Царь - выше Закона. Царь - Помазанник Божий и как таковой воплощает Собою ОБРАЗ БОЖИЙ НА ЗЕМЛЕ.

А Бог - Любовь. Царь и только Царь является источником милостей, любви и всепрощения. Он и только Он Один пользуется правом, Ему Одному Богом данным, одухотворять бездушный закон, склоняя его перед требованиями Своей Самодержавной воли, растворяя его свои милосердием. И потому в сфере действия закона только один Царь имеет право быть добрым, миловать и прощать. Все же прочие носители власти, облекаемые ею Царем, не имеют этого права, а если незаконно им пользуются, гонясь за личной популярностью, то они воры, предвосхищающие прерогативы Царской власти.
«Доброта» Царя есть Его долг, Его слава, Его величие. Это ореол Его Божественного помазанничества, это отражение лучей небесной славы Всеблагого Творца.
«Доброта» подчиненных Царю органов власти - есть измена, воровство, преступление.
Кто осуждал Царя за Его доброту, тот не понимал существа Царской власти, кто требовал от Царя твердости, суровости и строгости, тот сваливал на Царя свои собственные обязанности и свидетельствовал о своей измене Царю, о непонимании своего служебного долга и о своей непригодности ни Царю, ни России…». (Князь Николай Жевахов. «Причины гибели России»).

Рекомендую всем, кто ещё не прочитал, прочитать эту прекрасную православную статью. В ней вы найдёте ответы на многие свои вопросы.

Обвинять же Царя в цезарепапизме, по крайней мере, лживо. Царь готовил Поместный Собор и даже предлагал Себя в патриархи. Хорошо известно, что когда Он в 1905 году предложил Себя в патриархи, все архиереи тогда «смиренно» промолчали. Интересно, почему промолчали? Не потому ли, что каждый из них мечтал о патриаршестве? Царь-то не понаслышке знал Своих архиереев и их папистские вожделения. Их молчание лишний раз подтвердило Ему их нелояльность как к Нему, так и к Династии. Потому-то и не был созван Собор, что Царь воочию увидел, насколько разный смысл в этот созыв вкладывают Он и синодальные архиереи. Последние думали не о Самодержавии, не о России и даже не о Церкви, а о своекорыстных интересах своей «церковной» партии и о власти для себя лично. И собравшийся уже после свержения Царя так называемый «Всероссийский Поместный Собор» с его ярко выраженными антимонархическими настроениями показал, что Государь в своих опасениях был абсолютно прав. Собор этот готовился не для укрепления Монархии, а для разрушения Её «церковными» средствами.

Уже в представленных Царю в начале 1906 года «Отзывах епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе» почти все архиереи требовали реформ, направленных на «освобождение» Церкви от государственной зависимости. Что, по сути дела, означало отрицание православного характера Российской Империи, в которой «освободить» Церковь от государства можно было только единственным способом: превратить это государство в светскую, внеконфессиональную демократическую республику с декоративным Царем во главе, который на потеху масонам «царствует, но не правит».

То же самое можно сказать и о Царствующем Доме и вообще, в целом о дворянстве. Склоки, сплетни, борьба партий при Дворе, увлечение западным либерализмом, как ржа разъедали изнутри монархические устои. И не случайно некоторые члены Династии, как и все, предали и отреклись от Царя. А кое-то из Них, в угоду беснующейся революции, нацепили красные банты и даже пали за милостью к её кровавым ногам.

4

Как было сказано в начале этой статьи, Православное Царство – неотъемлемая часть вероучения Православной Церкви. И все православные люди, без исключения, должны, даже и до земной смерти, стоять на защите Православного Царства и в первую очередь это касается пастырей и архипастырей Православной Церкви. И тот, кто не исповедует этого, тот со временем впадает в цареборчество, которое можно смело назвать – ересью.

Как же повели себя архипастыри и пастыри в феврале 1917 года и после него? Повели себя однозначно. Как предатели Бога и Царя. Слова архиепископа Аверкия (Таушева) о том, что русские люди: «…Оплевали, нагло попрали все наши вековыя родныя святыни, изменили истинной Христовой вере – вере Православной, надругались над св. Церковью и устремились душою на глубоко чуждый нам Запад…», в полной мере относятся и к духовенству Поместной Русской Церкви. Относятся в гораздо большей степени, чем ко всем остальным. И тут ничего нельзя ни отнять, ни убавить.

На сегодняшний день неизвестен ни один русский архиерей, устоявший тогда в Истине. Даже самые записные монархисты и доктора богословия в архиерейском сане оказались на деле отступниками-предателями или в лучшем случае, никчменными болтунами. Не нашлось ни одного православного владыки, который бы последовал примеру Св. Патриарха Ермогена. Их архиерейство и их учёность оказались дутыми и совершенно безполезными.

После свержения Царя Святейшей Синод не только не решился на анафему революционерам, но и Сам подал пример подобострастного, правильнее сказать, лакейского верноподданичества масонскому Временному правительству, призвав и весь остальной православный русский народ к такому же повиновению богопротивной власти.

Я могу привести множество актов Святейшего Синода, открыто говорящих об умопомрачении людей там заседавших, но ограничусь только одним из них. (Везде выделения жирным шрифтом мои).

Послание Святейшего Синода ко всероссийской пастве («К верным чадам Православной Российской Церкви»).

9 марта 1917 г.

«Благодать вам и мир да умножится» (2 Петр. 1,2).

Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути.

Возлюбленные чада Святой Православной Церкви!

Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту. Враг еще cтoит на нашей земле, и славной нашей армии предcтoят в ближайшем будущем великие усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением.

Ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, рад спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Временному Правительству, все вместе и каждый в отдельности приложите все усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы.

Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов Великой Российской Державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного ее устроения.

Смиренный Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский;

Смиренный Макарий (Парвицкий-Невский), митрополит Московский;

Смиренный Сергий (Стрaгoродский), архиепископ Финляндский;

Смиренный Тихон (Белавин), архиепископ Литовский;

Смиренный Арсений (Стадницкий), архиепископ Новгородский

Смиренный Михаил (Ермаков), архиепископ Гродненский;

Смиренный Иоаким (Левицкий), архиепископ Нижегородский;

Смиренный Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский;

Протопресвитер (придворного духовенства) Александр Дернов

 

(«Вестник Временного правительства». Это послание было опубликовано во всех «Епархиальных ведомостях»).

Нет смысла комментировать это послание. По духу оно совершенно неправославное. И если, уж, Святейший Синод не стал анафематствовать революцию и революционеров, то, по крайней мере, Он должен был, как учреждение Самодержавной власти (ст. 65-я Основных Государственных законов), самораспуститься вслед за ликвидацией Самодержавия. Это был тогда единственный правовой и канонический путь. Вместо этого Он продолжал, как ни в чем не бывало, заседать под присмотром уже революционного обер-прокурора, штампуя подобные акты и послания. На мой взгляд, именно с этого момента Синод и сделался незаконным, революционным учреждением и выпал из правового поля.

Формально сохраняя прежнее название «Святейшего Правительствующего Синода» Он, с правовой точки зрения, утратил законные основания для Своего существования. Потерял правовое преемство с царским Синодом. Стал учреждением самозваным. Впрочем, как и все революционные учреждения того времени. Все Его дальнейшие распоряжения, как и распоряжения любой революционной инстанции, сделались формально незаконными. И если бы произошел контрпереворот, и восстановилась бы царская власть, то члены послефевральского Синода, несомненно, подлежали бы суду за государственную измену.

Исследуя столь серьезный вопрос, некоторые из наших прихожан  посещали архивы, поднимая там церковные издания за март-апрель 1917 года, и всё более убеждались в масштабах нашего отступления от Царя, а значит и от Бога в ту  лихую годину. С особой горечью мы обнаружили, что наше тогдашнее священноначалие не только ничего не сделало для защиты Царя, но напротив шло едва ли не во главе Отступления. 

С той позицией, которую занял наш Святейший Синод после февраля 1917 года, совесть православного русского человека примириться не может и не должна.

Не известно ни одного документального свидетельства за период с Марта по Ноябрь 1917 года, который исходил бы из среды Святейшего Синода, а затем  и Поместного Церковного Собора, о выступлении в защиту Царской Семьи; не встречалось ни одного хотя бы мемуарного примера печалования о Них перед лицом «благоверного временного правительства», ни одного случая заступничества за честь и достоинство Царской Семьи, или хотя бы за честь юных Царевен в условиях «распутинской» вакханалии в газетах, журналах, брошюрах. 

Когда же несправедливость касалась какого-нибудь архиерея, то «обиженный» владыка тут же брался за перо, рьяно отстаивая себя и свою правоту.  Наглядным примером этого может служить знаменитое «обращение» митрополита Московского и Коломенского  Макария (Парвицкого-Невского) «Собору иерархов Всероссийской Церкви». В этом «обращении» митрополит Макарий (не без  пользы для себя!) весьма убедительно доказывает неканоничность поставления архиепископа Тихона (Белавина) на Московскую кафедру взамен удаленного с этой кафедры обер-прокурором Львовым самого митрополита Макария.

Не было со стороны Священноначалия и попыток с православных, церковно-богословских, с канонических и догматических позиций дать оценку событиям начала Марта 1917 года. Напротив, в церковных документах того времени довольно часто встречаются сервильные по отношению к «благоверному временному правительству» выражения "б. Царь", "б. Император" ("б." в смысле "бывший"), которые наглядно свидетельствуют о глубине утраты даже церковными иерархами православного монархического сознания. 

Только увидев всю глубину нашего национального и церковного падения в Феврале мы сможем принять верное решение для национального созидания в будущем, но для этого надо предпринять следующий шаг: Соборное, а потом и всенародное покаяние за общий грех измены. 

Возникает вполне уместный вопрос, а не закончилась ли Поместная Русская Православная Церковь в феврале-марте  1917 года? Нет, не закончилась! Непогрешима только Церковь в своей совокупности, а не отдельные члены Её, хотя бы и в архиерейском сане. Непогрешимая же совокупность эта может достигать количества и одного человека, как уже и случалось во времена Свят. Максима Исповедника.

В Поместной же Русской Православной Церкви подобных Исповедников было множество, в том числе и в священническом сане.

Заканчиваю эту статью святыми словами Св. Патр. Ермогена из воззвания ко всему русскому народу: «…Аще ли же не обратитеся и не покаетеся – кий ответ дадите Богу в день Страшного Суда Его? Страшитижеся отпадшим от веры подобает и того слова <…> и аще бысте слепи были, не бысте греха имели (Иоан. 9, 41); и ведая раб волю господина своего, а не сотворит, бьен будет много (Лк. 12, 47), и прочая, яже лежит о Божественном Писании, их же ни летом исписати не возможно, самим же всем вам та вся есть ведома. А о пременении вам како есть? Возстали сами на ся и в мале времяни самовольно разорилися; паки удивляемся, чудесная бо дела тогда сотвори Господь и сбыстся на тех псаломское слово: ров изрыша и ископаша и впадошася в яму, юже сотвориша (Псал 7, 16); возсташа бо на царя, его же избра и возлюби Господь; забывше писанного: существом телесным равен есть человеком царь, властию же достойнаго его величества приличен Вышнему, иже надо всеми Богу; и паки писано: царское поставление – Божий жребий есть, кому хощет – тому дает, Господня бо есть земля и концы ея, и без Божия веления ничто не бывает..». 

«…Мы чаем, что здрогнетеся, и воспрянете, и убоитися праведного и нелицемерного Судии Бога, и к покаянию прибегнете, и у возлюбленнаго Богом царя государя отпущение винам своим испросите…».

 

+ Митрополитъ Дамаскинъ.