«Исповедник»: Ваше, Высокопреосвященство, прошло уже полтора месяца, как Вы дали свое первое интервью нашим редакциям. За эти полтора месяца совершилось многое и, прежде всего, состоялся Чрезвычайный Архиерейский Собор в г. Запорожье. Насколько насущной была необходимость в таком Соборе, не было ли других, менее радикальных, вариантов развития событий? И почему, когда бывший Первоиерарх РосПЦ митр. Антоний (Орлов) предлагал Вам созвать Чрезвычайный Собор, причем, созвать именно в этом месте и именно в это время, Вы с преосвященным Иоанном ответили ему отказом? 

Архиерейские Соборы не проводятся на пустом месте без предварительной подготовки. Существует так называемое предсоборное время или предсоборный период, в процессе которого архиереи согласуют церковные вопросы, требующие решения на предстоящем Соборе. После Архиерейского Собора РосПЦ в Славянске-на-Кубани, когда многим стали очевидны и понятны его совершенно беззаконные и «дикие» по духу и смыслу решения, и когда до самих устроителей беззакония, наконец-то, дошло, что они, мягко говоря, превысили меру лжи и, что надо в срочном порядке спасать «потерянное лицо», вот тогда-то и появилось от них предложение о созыве Чрезвычайного Собора в Запорожье.

Цель такого Собора преследовалась только одна: узаконить беззаконие. Наши оппоненты рассуждали примерно таким образом: «хорошо, вы утверждаете, что решения «кубанского» Собора об отправке на покой (без права служения и проживания в Москве и Московской области) епископа Дамаскина были приняты заранее и при активном участии женщины, тогда давайте соберёмся в Запорожье и уже без женщины поговорим на эту же самую тему». Итоги такого «разговора» были вполне предсказуемы и они мало бы чем отличались от «кубанских». Это не пустые слова, достаточно взглянуть на «повестку», предложенную на этот Собор митрополитом Антонием. Она совершенно двуличная и двусмысленная, а предваряют её три страницы высокопарных поучений, не имеющих никакого отношения к делу, но ясно показывающих, в каком ключе намечалось провести этот Собор. Речь там никоим образом не шла об отмене незаконных решений Собора, а намечалась «проработка» в духе советских партсобраний. Созыв Собора на канонической территории вл. Иоанна имел целью замаскировать подлинные цели его устроителей и придать им видимость «безпристрастности». Готовился очередной спектакль, и принимать в нем участие у нас не было никакого желания. И дело тут вовсе не в «гордыне».

Следует вспомнить, что сразу же после Собора в Славянске-на-Кубани,  мы с вл. Иоанном предприняли целый ряд церковно-разъяснительных и увещательных мер к своим заблудшим архиереям-собратьям, направленных на уврачевание произошедшего в Церкви раскола. В опубликованных документах мы старались предельно ясно объяснить свою, безусловно, православную позицию, попытались выйти на уровень откровенного разговора с митрополитом Антонием. Нам тогда думалось, что митрополит Антоний, единственный из наших собратьев-епископов, который ещё не так безнадёжно поражён духом злобы и лжи и который ещё в состоянии, с Божией помощью,  правильно разобраться с произошедшим, понять истоки и режиссуру раскола. И не только понять, но и сделать решительные шаги по его уврачеванию на пути Божией правды.

Был такой момент, когда наши надежды на такое чудо, казалось, будут оправданы. Но, увы, чуда не произошло. Более того, словно в поругание наших надежд, появился абсурдный указ 11/07/М от 16/29 июля, за подписью митрополита, о моём повторном запрещении в служении. Этот указ разставил все точки над «i», именно он со всей очевидностью показал, что идея созыва Чрезвычайного Собора - это только ширма, прикрытие, за которым подготавливалось очередное беззаконие.

После этого указа и последующих в этом же духе документов, нам стало окончательно понятно, что все наши благие намерения и попытки остались за чертой братского понимания и любви во Христе. На той стороне думали не о мире, а о том, как меня уничтожить; там кипели злоба и ненависть. Оставался только один путь. Путь восстановления Высшего Церковного Управления Российской Православной Церкви, по которому мы и пошли. Прошло совсем немного времени, но уже хорошо видно, что путь этот нами был выбран правильно. Сегодня «алабамское беснование» полностью захватило РосПЦ(А). А митрополит Антоний (Орлов) окончательно превратился  в беспомощную фигуру. Его никто не слушает, он потерял даже иллюзорный контроль над  своей группировкой.

«Меч и Трость»: В документах Чрезвычайного Архиерейского Собора РосПЦ в Запорожье сказано о создании двух редакционных комиссий - для разработки документов РосПЦ по Ее исповеданию и каноническому статусу, и для разработки нового положения о РосПЦ.  Кто должен войти в эти комиссии? И почему возникла необходимость в таких комиссиях?

Необходимость возникла не в комиссиях, а в документах. Прежде всего, в документе, который бы любому человеку понятно и вразумительно,  если хотите, православно-миссионерски  разъяснял нашу новейшую церковную историю, положение Православия в современном апостасийном мiре вообще и Поместной Российской Православной Церкви, в частности. И не просто разъяснял, но и связывал бы это с нашими дальнейшими шагами на пути спасения. Такой документ был необходим давно. Мы хорошо это знаем по своему пастырскому и архипастырскому опыту, потому как едва ли не ежедневно приходится отвечать на, примерно, одни и те же вопросы: кто мы такие? Откуда мы, и какова наша история? Как мы живём и чем отличаемся от остальных юрисдикций, называющих себя «православными русскими церквами»?

Другой документ - «Положение о РосПЦ», необходим не менее первого. Сегодня мы в повседневной жизни руководствуемся «Положением о РПЦЗ» утверждённым Собором РПЦЗ ещё в 1964 году. Время не стоит на месте и некоторые пункты, а то и целые главы этого «Положения» давно устарели, потеряли свою актуальность, или же вообще противоречат современной церковной жизни. Есть вопросы, которые нужно рассматривать и незамедлительно вводить в новое «Положение».

Поэтому на Чрезвычайном Архиерейском Соборе в Запорожье, понимая всю важность и необходимость этих документов для Церкви, мы и создали комиссии под руководством епископа Григория (Кренцив) для выработки текста этих документов с последующим их изучением, обсуждением церковным народом и представлением на очередной Архиерейский Собор Российской Православной Церкви. А Собор уже будет решать - принимать эти документы, или же дать комиссии время на их доработку. Повторяю, председателем комиссий назначен Собором епископ Григорий. Он и определяет список её членов. От себя могу добавить, что я уже благословил нескольких человек участвовать в этих комиссиях, ныне приступивших к своей богоугодной работе.

«Исповедник»:  Для многих явилось неожиданностью избрание Вас Митрополитом с титулом Московский и Всероссийский. Несомненно, Вам уже приходилось выслушивать обвинения в «узурпации власти», «незаконности», «присвоении не принадлежащих Вам прав», «жажде власти» и т.д. Что вы можете ответить на эти обвинения?

При выборе формы церковного управления (т. е. синодального или возглавляемого Первоиерархом) мы руководствовались, прежде всего, канонической и управленческой целесообразностью. Каждой эпохе жизни Церкви соответствует своя, наиболее подходящая форма церковного управления. Учитывая это и помня, что мы являемся несомненными духовными преемниками Поместной Российской Церкви от Крещения Руси, духовными преемниками РПЦЗ и Катакомбной Церкви, не было никакой необходимости принимать промежуточное, временное управление типа ВВЦУ. Мы единогласно избрали наиболее соответствующее сегодняшним реалиям управление, возглавляемое Предстоятелем. Помимо целесообразности, мы этим решением подчёркиваем и утверждаем нашу решительность, с Божией помощью, идти и дальше по пути  спасения и непреклонного соблюдения традиций и Предания Поместной Российской Православной Церкви.

На Чрезвычайном Соборе рассматривались две кандидатуры в Первоиерархи – епископа Иоанна и моя. Поскольку наименование Церкви мы не меняли, и титул Первоиерарха оставался всё тот же - Московский и Всероссийский, то понятно, что Первоиерарх должен был находиться в России и в Москве. В этом смысле,  если говорить о «незаконности» титулов, гораздо больше претензий можно было предъявить вл. Антонию (Орлову), который, приняв по решению Собора титул Митрополита Московского и Всероссийского, не бывал в России месяцами, а в Москве в нынешнем году и вовсе находился не более пяти дней.

Я предложил владыке Иоанну быть Первоиерархом и переехать в Москву. Владыка Иоанн отказался от этого предложения. Поэтому Первоиерархом Российской Православной Церкви был избран Ваш покорный слуга.

Если бы был избран Первоиерархом владыка Иоанн, то это было бы правильнее. Он гораздо опытней меня в церковных делах, лучше разбирается в канонах и более осмотрителен в церковной обстановке и с людьми. Он прекрасно знает не только положение православных людей на Украине, но и на остальных своих канонических территориях. Однако любой другой человек на его нынешнем архипастырском месте был бы менее значим и менее уместен. Мы это учитывали. Малороссийская епархия по потенциалу церковного строительства сегодня находится на ведущих, можно сказать, первенствующих  позициях в РосПЦ. И роль её правящего архиерея трудно переоценить. Да и здесь в Москве ему бы потребовалось значительное время на изучение обстановки, а другому архиерею - на изучение обстановки в Малороссийской епархии. Поэтому, исходя из того, что нам нельзя терять драгоценное время на архиерейскую «рокировку» и обязательную последующую за этим потерю темпа церковного развития, Чрезвычайный Архиерейский Собор и остановил свой выбор на мне.

Что же касается различных обвинений в мой адрес или в адрес Собора, то это и не ново. Чем больше необоснованного крика и таких же обвинений здесь на земле, тем легче будет держать ответ перед Богом.

«Меч и Трость»: До сих пор нет никакой официальной реакции на Ваши с преосвященным Иоанном  действия со стороны раскольничьего «синода» РосПЦ (А). Чем Вы это объясняете?

Эта реакция, если она когда-то и последует, нас совершенно не интересует, поэтому ломать голову над молчанием раскольников или гадать о том, что они собираются предпринять, нет никакого смысла. Единственное, что нас ещё бы заинтересовало - это безоговорочное и чистосердечное их раскаяние. Оно бы дало возможность к прощению друг друга и дальнейшему уврачеванию церковного раскола. Сегодня такой вариант осуществим не иначе, как чудом Божиим. Но ведь Господу всё возможно. Дело только за нами многогрешными. Это же касается и других церковных юрисдикций, вышедших в своё время из РПЦЗ и Катакомбной Церкви. Мы открыты для диалога со всеми и рады будем приветствовать любую здоровую инициативу. Помоги нам всем Господь!

«Исповедник»: В соборном определении группа митр. Антония (Орлова)-архиеп. Виктора (Пивоварова) охарактеризована как «впавшая в народопоклонническую ересь». Между тем, не сделано четкого определения этой ереси, что позволяет Вашим противникам говорить о надуманности обвинений. Вас ведь тоже бездоказательно обвиняли в «февральской ереси». Не могли бы Вы буквально в нескольких словах сформулировать суть народопоклоннической ереси, а также сказать, в чем её опасность и почему ею оказалось заражено более половины епископата РосПЦ?

На этот вопрос мне уже приходилось отвечать в одном из интервью. Если есть смысл повториться, то повторюсь. Во-первых, я не согласен, что не сделано чёткого определения народопоклоннической ереси. Возможно, и надо написать отдельную богословскую работу по этой теме. Но в своих богословских, чётко выверенных канонических статьях псаломщик из Курска Алексей Лебедев, на мой взгляд, достаточно ясно объяснил суть народопоклоннической ереси. Перечитайте ещё раз его замечательную статью «По поводу «Обращения» епископа Афанасия» и его «Каноническую оценку» указу Собора. Суть этой ереси заключена в непогрешимости русского народа. Вот дожили и до такого странного умозаключения, когда все вокруг грешные, а только одни мы – святые. И попробуй поспорь с таким болезненным утверждением. Я попробовал, что из этого получилось – всем известно.

Опасность этой ереси заключается, прежде всего, в том, что церковные приоритеты и критерии здесь подменяются политическими, борьба со своими грехами - борьбой с «врагами народа», а Церковь, усвоившая такую ересь, в конце концов, превращается в политическую партию, задача которой уже не спасение в вечности и стяжание благодати Духа Святаго, а взятие власти для осуществления своей политической программы. Как и всякая ересь, она рядится в красивые одежды; для прикрытия своей лжи спекулирует на реальных страданиях русского народа под жидомасонской оккупацией и на оскорбленном национальном чувстве русских. Тот факт, что этой ересью оказались заражены четыре епископа, как раз и говорит о том, что эти епископы нуждаются не в Церкви, а в своей собственной партии, и им нужно не личное спасение и спасение их паствы, а карьера политических вождей.

«Меч и Трость»: Ересью народопоклонничества, «церковно» взращенной в РосПЦ (А), страдает и  изрядная часть русских патриотов, националистов. Каковы должны быть взаимоотношения с ними нашей РосПЦ, как и вообще – с патриотической общественностью в России?

Корни таковой ереси, как раз и взращены в изрядной части русских патриотов и как вы пишите – «националистов». Это потом уже она, как передающаяся зараза, перешла на наших ещё вчерашних собратьев-епископов. Известный всем лозунг «бей жидов – спасай Россию» до такой степени затуманил православное сознание епископата РосПЦ (А), что стал определяющим в его жизнедеятельности. Ура-патриотизм,  при отсутствии реальных дел, с истерией и признаками беснования, маниакальное видение везде и во всём вражеской «агентуры» и её «происков» (от Моссада до пресловутого КГБ) и, наконец, возникающая от этого видения патологическая боязнь «всесильных» спецслужб. Страх Божий и Любовь, были вытеснены страхом совсем иной, выше названной, природы.

Взаимоотношения РосПЦ с любыми патриотическим структурами должны быть выстроены по миссионерскому принципу, по принципу воцерковления. Главная причина идейных национально-патриотических «перекосов» общественных организаций в России, как раз и заключена в их невоцерковлённости. Наша задача, задача Церкви, поставить и этих людей на путь спасения, воцерковить их. Необходимо разъяснить им и показать, что не Церковь должна быть служанкой патриотов, благословляющей все их начинания, а сам патриотизм и национально-патриотическое движение должны быть в послушании у Церкви, вне которой они не имеют смысла, носят совершенно извращенный характер.  И это совсем не простая задача.

«Исповедник»: Череда расколов, потрясающих Русскую Церковь за последние 10-12 лет, не может не удручать. Многие, наблюдая этот безрадостный процесс, окончательно пали духом и изверились, некоторые  вплоть до потери надежды найти истинную Церковь. Что Вы можете сказать в утешение этим людям, чем можете ободрить их?

Да, мы прошли через очень сложные испытания. И Бог весть, какие нас могут ожидать ещё испытания завтра. Многие, как вы говорите «изверились». И это правда. Ушли в различные расколы и отдалились от Бога не только мiряне, но и бывшие пастыри. Это так. И это печально. Но никакая череда расколов не может отменить слова Господа о пребывании Церкви на земле до самого конца этого мiра. Расколы это трагедия, но они не случайность, а промысл Божий. Они возникают не только и даже не столько по человеческим страстям, сколько именно по вероисповедным вопросам, они своеобразный момент истины. К сожалению, многими людьми руководит не стремление к Истине, а стремление к благополучию, руководит страх перед своей малочисленностью, страх оказаться в «одиночестве». Таким людям хочется чувствовать себя членом солидной, многочисленной организации, и отсюда боязнь отделиться от явных лжецов и еретиков, отсюда стремление к единству любой ценой, даже за счет истины.  Каждый новый раскол для них катастрофа, т.к. приходится вылезать из уютного церковного комфорта и делать нелегкий, часто мучительный выбор. Здесь и лежит источник уныния и потери веры - в желании спастись комфортно. Всё это нецерковный подход. Единство вне истины не имеет никакой цены.

Кроме того, у любого заблудшего человека  ещё есть время и возможность исправить соделанное. Есть время на осмысление своих поступков, время на покаяние и возвращение в Церковь. Господь Многомилостив. Он и Его Церковь с великой радостью принимают своих кающихся блудных сынов: «Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15. 21-24).

«Меч и Трость»: Обычно очередной раскол приводит к умалению числа членов Церкви, однако в своем последнем интервью порталу «Credo.ru» Вы, Высокопреосвященный Владыко, сказали, что РосПЦ насчитывает несколько тысяч членов. Не завышена ли эта цифра?

 Нет, эта цифра не завышена. В РосПЦ самая многочисленная - Малороссийская епархия. Её приходы как раз и составляют приблизительную ту цифру, которая указана в интервью. Люди к нам приходят. И будут приходить. Впереди открытие новых приходов и новых епархий.

«Исповедник»: В последнее время интерес церковной общественности  прикован к личности покинувшего лавровский раскол автокефального еп. Агафангела (Пашковского), который развернул бурную деятельность, объявил себя наследником РПЦЗ и единственным каноничным епископом, строит далеко идущие планы по возрождению церковной жизни. Как Вы оцениваете эту кипучую деятельность? Можно ли считать позицию вл. Агафангела искренней и каково его настоящее каноническое положение?

Искренность любого человека определяется не словами, пусть и красивыми, а делами и поступками. Это особенно относится к епископам, как архипастырям. Если говорить о расколе в РПЦЗ, то исповедничество и верность Христу, вообще вопрос о нахождении в Церкви определялись деяниями в 2000 и особенно в 2001 году. Именно тогда наступил момент истины, именно тогда вопрос о верности Церкви был чётко выверен и определён. С кем ты? С Лавром или с митрополитом Виталием? За Лавром – ложь, за митрополитом Виталием – правда. Мудрить и словоблудить, тогда в особенности было смерти подобно. Епископ Агафангел тогда выбрал ложь. И долго следовал ей и проповедовал её. Любые оправдательные слова, слушать и терпеть можно от кого угодно, но не от епископа. Каноничность РПЦЗ(Л) и её епископата, как только добавилось это (Л), официально закончилась в 2001 году. Тогда же закончилась каноничность и еп. Агафангела. Если теперь еп. Агафангел раскаялся в своих поступках, и хочет вернуться в Церковь, то для этого ему надо принести перед Церковью покаяние, после которого и будет решаться вопрос о его приеме в лоно Церкви. В Церкви нет самоприёма. Отпал в раскол, потом заявил, что передумал и вновь сам себя принял в Церковь, - так в Церкви не бывает. Пока епископ Агафангел не обратился к Собору архиереев РосПЦ с просьбой о принятии его через покаяние в Церковь, он продолжает оставаться раскольником, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Причем, раскольником двойным.

Те, кто планировал сатанинское соединение РПЦЗ(Л) и МП прекрасно понимали, что далеко не все пойдут у них на коротком поводке и согласятся играть в эти игры. Поэтому, дабы не потерять контроль над остальными, «несогласными», поводок этот специально удлинили для еп. Агафангела. И теперь он, выжидая от хозяев мiра сего кусок пожирнее, и организовал видимость своей «кипучей деятельности». Агафангел (Пашковский) и Дионисий (Алфёров) из РИПЦ это,  образно говоря, две краплёные карты из всё той же замусоленной колоды в руках сильных мiра сего.

Ещё в 2005 году, как бы предвидя развитие будущих церковных и околоцерковных событий, я в статье «Наша страна» - а наша ли?», вскользь затронул и тему вашего вопроса: «Вольно или невольно, но «Наша страна» стала явно картавить на все лады. Особенно когда её авторы пробуют отыскивать епископов уже сегодня готовых пойти на новые церковные расколы. А что их отыскивать! Вон, Агафангел сидит в Одессе и ждёт, когда же, наконец, наступит и его время. Заждался, поди!». Вот и оказалось… напророчествовал.

«Меч и Трость»: Против РосПЦ и Вас лично, Владыко Митрополит,  постоянно  воюет на мансонвилльском сайте  вл. Виктор (Пивоваров) из группировки РосПЦ (А), выпуская огромные статьи, которые  правит и разбавляет своими измышлениями  его помощница И. Митце-Виноградова. Статьи эти совершенно сумбурные, там  много  откровенной лжи, ругательств и провокаторства. Как Вы относитесь к этим писаниям?

Мне ли не знать вл. Виктора! Его нынешние писания обладают тем особенным свойством, что сами разоблачают ложь их составителя лучше любой критики. Всё, что теперь пишет вл. Виктор - это за пределами дискуссии в среде православных людей.  В ответ на его ложь и клевету и, Боже упаси, совсем не сравнивая вл. Виктора с дьяволом, могу ответить ему святыми словами Архангела Михаила, которые он сказал в споре с дьяволом: «да запретит тебе Господь» (Иуд. 1. 9.).

«Исповедник»: Чрезвычайный Архиерейский Собор  образовал Украинский Экзархат Российской Православной Церкви. Титул экзарха дан высокопреосвященному Иоанну, архиеп. Запорожскому и Малороссийскому. Чем вызвано это решение и не  кажется ли Вам, Ваше Высокопреосвященство, что в самих названиях Малороссия и Украина имеется некое противоречие, духовно-смысловой конфликт? 

Решение об образовании Украинского Экзархата Российской Православной Церкви вызвано совсем не случайно. Потенциал церковного строительства РосПЦ на Украине уже сегодня весьма значителен. И в скором времени, Бог даст, там откроются новые епархии. Координировать же работу будущих епархиальных управлений, в том числе и кадровую церковную политику РосПЦ на Украине,  эффективнее всего не из далёких мест, а с самой Украины. В последние годы мы почему-то всё время и с привычным  постоянством оглядываемся назад, но надо же когда-то посмотреть и вперёд.

Есть Малороссийская епархия Российской Православной Церкви. Есть и Украинский Экзархат РосПЦ. Нынешнее государство под названием «Украина» включает в себя не только историческую Малороссию. Поэтому я не вижу в этих названиях никаких противоречий и тем паче, никакого  духовно-смыслового конфликта. И раньше эти два исторических названия имели место быть. Временно образованным государственным границам мы не придаем большого значения, а лишь четко определяем пределы своей канонической территории границами Российской Империи 1914 года. Когда Бог даст Православного Царя, тогда всё станет на свои законные места. В том числе и исторические названия государств, областей и их границы.

«Меч и Трость»: Расскажите, пожалуйста, Владыко Митрополит, о Ваших последних встречах с  людьми, которые просили Вас о разговоре.  С кем приходилось общаться, почему они обратились к Вам, каковы Ваши впечатления от этих встреч? 

Встречи с людьми для меня всегда приятное событие. Не было ещё случая, чтобы пришлось кому-то отказать в общении. На это дело у пастыря всегда должно находиться время. Люди приходят с разными проблемами и вопросами. Одни из них пытаются найти у нас помощь в решении своих житейских проблем. Как правило, это прихожане  нашего храма. Другие обращаются по поводу приёма в Церковь. И наша первоочередная пастырская задача – сделать всё для того, чтобы человек ушёл от нас без разочарований, или хотя бы  не с худшим душевным настроением, чем пришёл. Часто бывает так, что и сам устанешь, и говорить ни с кем не хочется, но всё равно это не повод для невнимательности и проявления нелюбви к пришедшему за помощью человеку. Следует благодарить Бога за всё и особенно за то, что есть хоть к кому и куда идти! Хочу выразить свою архипастырскую благодарность нашим благодетелям: ктитору кафедрального Синодального храма Михаилу Калинину и его супруге Ольге. Таких бы людей в России побольше!

«Исповедник»: Нашему епархиальному сайту Чрезвычайный Архиерейский Собор придал статус Синодального. В связи с этим как Вы оцениваете его работу на сегодняшний день, какие изменения к лучшему в деятельности редакции сайта Вам хотелось бы видеть?

Работа Синодального сайта «Исповедник» за последнее время несколько улучшилась, но ещё так далека от идеала. Хотелось бы, чтобы на его страницах больше появлялось статей, посвящённых приходской и епархиальной жизни. Хотелось бы, чтобы расширялся круг корреспондентский и читательский. Должна быть расширена тематика и, на мой взгляд, должно появиться больше справочного, святоотеческо-богословского, житийного материала. Полагаю, что главному редактору и его коллективу ещё есть над чем работать. Дай Бог вам плодотворно трудиться и в дальнейшем!

Храни Вас всех Бог!

А меня простите!

+ Митрополитъ Дамаскинъ