Письма духовному чаду. Письмо седьмое
На улице потеплело. Слышно, как с крыши сползают пласты мокрого снега. В этом году его не особенно много. Но на крышу, всё ж таки, навалило. Прошлым годом мы её заново перекрыли. А до этого она в двух или трёх местах протекала. Плохо, когда в доме худая и ненадёжная крыша. Здесь у нас ещё много хозяйственных недоделок. Жилка крестьянская, видим. Только толку от нашей зрячести мало. На их устранение не хватает свободного времени, физических сил и, конечно же, не хватает денежных средств. Так и по жизни (от рождения и до смерти) всегда чего-нибудь не хватает. Смиряемся и не ропщем. Слава Богу, за всё.
В одном из недавних писем ты затронул национальный вопрос. Тема, скажу тебе, братец мой, щепетильная, если даже, не хрупкая, а то, местами, и скользкая. В силу разных причин. Из своего жизненного опыта (путешествий по миру, встреч с другими людьми, наблюдений) ты заметил, что люди, в общем-то, в чём-то разнятся, а в чём-то и очень сильно похожие. Я имею ввиду; характер, темперамент, общечеловеческую культуру - культуру общения, поведения, быта и так далее. Есть люди – представители своих народов - особенно горделивые, хвастливые и не в меру заносчивые. С элементами хамства и безудержной спеси. Будто им все одним разом должны и весь мир должен вращаться только вокруг них родимых и всеми «любимых». Особенно это относится к малым кавказским народностям. Или это мне показалось? Своеобразный инстинкт самосохранения? Может быть и так. Вопрос веры здесь первый и наиважнейший. Православие всё это выправляет и лечит, даёт одинаковые шансы на смирение и спасение. Примером могут служить малые народы Сибири и Дальнего Востока. Православие (пусть теперь и гипотетическое) сохранило им простоту и детскость, ту самую детскость, о которой говорил своим ученикам Христос: «… если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).
Есть народы иные – инфантильные свиду и будто бы ко всему безразличные – без амбиций и без претензий на нечто большее, без имперских и прочих замашек. Разные живут в этом мире народы. И что нам до них? Интересы к ним, разве что миссионерские. Когда мы говорим или думаем о других оценочно или столь критически, нельзя впадать в крайности, в осуждение. Это касается всех, в том числе и евреев, ибо и о них в Священном Писании сказано: «… не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» (Откр. 7. 3:4). То есть сто сорок тысячи евреев спасутся: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр.14:1).
Мы – русские. Но этим мало что сказано. Со временем мы изменились. Очень сильно, скажу тебе, изменились. И теперь каждый в это понятие вкладывает что-то своё. Ставит на первое место; язык ли, место ли обитания, культуру, гуманистическое мировоззрение или что-то такое ещё. Что тебе, братец, на это сказать? Язык, место обитания, культура, «новые» мировоззрения или что-то такое ещё, безусловно, важны для любого народа. Куда же без них-то? Но, всё же, это не самое главное. Главное наше отличие заключено совершенно в другом. Русский это, прежде всего, человек православный. Православная вера нас всех одухотворяет, выделяет, приподнимает и ставит на особое место и перед Богом и перед всеми остальными людьми. Отсюда вытекает и наша особая, духовная ответственность перед миром. Часто ли ты слышал такое? Полагаю, что не очень-то часто. О Третьем Риме ты слышал. А ведь Рима Четвёртого не предвидится и не будет.
К сожалению и под Православием многие теперь понимают не Божеское, а своё, то есть, сатанинское. И попробуй их переубедить.
Хорошо. В нашей истории много разных примеров. От самых, что ни на есть, позорных (междоусобиц, убийств князей и царей, предательств и тому подобное) до славных и показательных (духовного возрастания в вере, блистательных побед над иноверцами, державное усиление и расширение и так далее). Заметь, я не упоминаю времена до Крещения Руси. Почему? Да потому что мы говорим о русском народе, а не о племенах его составляющих. Только с Крещением Руси понятие – русский народ – обрело свою духовную и смысловую наполненность. Пусть не сразу, а постепенно, сцементировало его и сделало нас однородным, единым, православным русским народом.
Языческие корни ещё долго были живы (вспомни, хотя бы, примеры из жития святого Митрофания Воронежского), но они всё же были отрублены, отсечены от питательного источника, казалось, безвозвратно и навсегда. Однако в мире не всё так сразу кончается, как и нам того бы хотелось. Ложь невероятно живучая штука, а ересь киприанизма даже полагает, что и отрубленные корни или ветви (по аналогии с растениями) ещё могут оживиться и дать начало новой жизни. Прямая зависимость оживления от среды. Нечто похожее с язычеством или, вернее, с новоязычеством, мы и наблюдаем теперь. Впрочем, речь моя совсем не об этом.
В Православии человек обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея (Кол. 3. 10:11), но это не значит, что мы должны отрекаться от своей национальности и не признавать корней и родства своего. Помни, что в каждой нации, в каждом народе есть плохие и хорошие люди. Научись их распознавать и отделять доброе от злого, а хорошее от плохого. Доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого (Мф. 13:38).
Остерегайся больше не инородцев, а людей близких, удобных и правильных. Среди врагов предателей не бывает. Говорю об истинах прописных и давно всем известных. Простой человек согрешит и покается. А сложный замкнётся в себе и столько потом натворит, что и не приведи Господь. И всё по себялюбию и гордыне.
Ошибиться в человеке не так уж и сложно (сам сколько раз ошибался). Мы ведь смотрим на него, как на образ и подобие Божие, то есть, смотрим, как на идеал, чудо тварное и совершенство. И только потом, настрадавшись и натерпевшись от него, начинаем плакаться и осознавать свою очередную ошибку. Не зря ведь сказано - бегай людей и спасешься. Что же нам делать и как быть?? Неужто и, правда, бегать, как о том и велено святому Арсению Великому? Можно и побегать ради спасения. Только, вот, спасительно ли это для нас? На кого ты бросишь свою семью, а я свою паству? То-то и оно. Поэтому отшельничество или затвор, для нас с тобой, не спасительно. Ибо они гораздо более лёгкая участь, чем есть. К примеру, о них я только молюсь и мечтаю. Враг силён. И так, порой, хочется бросить всё и податься в якутские горы. Тем паче, знаю, когда и куда. И что же нам остаётся? Остаётся одно – продолжать жить по-прежнему – смотреть, любить, ошибаться…
Очень важно не зацикливаться в ошибочном самомнении, не впадать в какие-то уж слишком неуёмные крайности и не осуждать брата своего за грехи. Осудишь и тут же сам согрешишь, и, как правило, тем же самым грехом. А признак первого или второго (самомнения или крайностей) – признак гордости или тупости. А чаще и того и другого разом. Смотри в себя и вокруг себя. Исправляйся, самосовершенствуйся. Но не сам по себе, как у иноверцев, а душевным постом и сердечной молитвой, верой горячей и с Божьей помощью.
Грех страшен и сам по себе. Но не настолько он страшен, как нераскаянный грех. Один Господь без греха. Но разве наше в том оправдание. Человек немощен и не может не грешить. Грешит денно и нощно. Грешит делом, словом, помышлением и так далее по писанию. Грешит всеми своими чувствами. Стыдись и омывай слезами свои грехи. Главное же – исповедуй их пред Богом, проси прощения и не забывай в них каяться. До каких пор? До конца живота своего. И никогда не хвастай и не кичись своей призрачной чистотой. А чтобы не было соблазна, ещё раз для тебя повторюсь, чаще читай Покаянный Канон святого Андрея Критского.
Люди часто ищут святых по известным им признакам; по внешнему виду, по приятному голосу, по степенному поведению, по вдохновенным проповедям или заумным речам ... Полагая, что святость прячется в длинной и густой бороде, лучистых и строгих глазах или в светлых и обширных мозгах. Опускаю, что ищут не то и не там. Ищут святого человека часто в известности, славе и, как правило, в искусственной и пустой суете. Знавал я таких людей – искателей святости, чудес и всевозможных «духовных» сенсаций. Их довольно много бродит по белому свету. Что ж, человек волен и в своих заблуждениях. Только хочется им порою сказать: «Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте, ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто. Взыщите Господа, и будете живы» (Ам. 5. 5:6).
Есть такое понятие, как бесовская прелесть. На многих она уже перекинулась и стала почти эпидемией. Трезвись и шарахайся от неё! Эпидемия эта заразная. Подхватить её очень легко, а вот избавиться не так уж и просто.
Иногда мне задают вопрос, что нужно для душеспасения сегодня читать? И когда я спрашиваю, а что вы сегодня читаете? То ссылаются на незнакомые или малознакомые фамилии современных авторов. Не странно ли такое чтение? Люди ищут примеры спасения или вероучения у тех, кто эту тему и сам толком не знает – недосказывает, искажает и перевирает. Спрашиваю дальше - почему не читаете святых отцов и учителей Церкви? Смущённо пожимают плечами. Ещё сетуют на непонятность богослужений. Трудность церковно-славянского языка. Потерю (!) времени к храму. То есть, заметно склоняясь к попытке идти не по святоотеческому пути, а тупиковой дорогой церковного обновления, смешивая при этом и праведное и греховное – лживое и правдивое, восхваляя пресловутую толерантность и вместо святого Православия, исповедуя масоно-гуманистические ценности этого мира. Говорю о людях ищущих (или пытающихся, хоть, что-то искать), а не о тупо сидящих у экранов своих телевизоров.
Прости за невольное отступление и повторение.
На наших глазах разгораются национальные страсти в Малороссии. Мина, заложенная ещё родоначальником Совдепии и значительно усиленная после её распада, сработала. Ничего нового или удивительного. Так было задумано. От взрыва многие пострадают. И не приведи Господь мировой детонации. Молись, дабы не дожить нам до этого! Впрочем, и здесь, как не нам угодно, а Богу. Если сохраним верность Богу, Православную веру, то и Господь сохранит нас от годины искушения, которая придёт на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле (Откр. 3. 10). Будем помнить Его святые слова: «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое» (Откр. 3. 11:12).
Не надейся и не уповай на разум человеческий. Он ещё от первого греха повреждён. Уповай и надейся на Бога. На милость Его и прощение. И всегда бери пример со святого Иова Многострадального. Что наши горести в сравнении с Ним! Ничто. И эти, и даже грядущие.
Помоги нам Христос!
+ М. Д.