Письма духовному чаду. Письмо шестое
Мир тебе, доброе чадо моё! «Аз рех: бози есте, и сынови Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете» или в современной транскрипции: «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс. 81. 6:7). Изречено это было израильтянам. Но это и тебе ответ на вопросы, кто мы? И что мы из себя представляем? Ветхий Завет – гораздо больше и несоизмеримей такого понятия, как просто - фундамент Завета Нового. Заветы тесно взаимосвязаны и не могут быть отдельно Один от Другого (пишу об этом, как предостережение, ибо есть уже и такие ересемечтатели - отделители).
В двух строках 81-го псалма целый кладезь (пласт) о нас с тобой информации. В том числе, разумеется, а не отдельно. Как сказано Святителем Василием Великим: «Никия же бо иныя книги тако Бога славят, якоже Псалтырь, душеполезна есть: ово Бога славит со ангелы вкупе, и превозносит, и воспевает велиим гласом, и ангелы подражает: овогда бесы кленет и прогоняет, и велик плачь и язвы творит: за цари и князи, и за весь мир Бога молит. Пасалтырию и о себе самом Бога умолиши: больше бо и выше есть всех книг…». Есть и другие, такие же всеобъемлющие толкования и восхваления Псалтыри, воспетые другими святыми отцами и учителями Церкви Христовой. Потому я тебе и не устаю повторять, чадо моё дорогое: «Читай и молись по Псалтыри». Нет поэта выше святого царя Давида, как и нет больше бо и выше его духоносной Псалтыри.
Потенциал в человеке заложен Создателем божеский – спорное утверждение. Во всяком случае, не все святые отцы ранних веков христианства (да и значительно позже) с одинаковым рвением и темпераметром склонялись к нему. Возможно, этим потенциалом мы и отличаемся от ангельского мира. Возможно (!) и даже вполне допустимо. В Священном Писания об ангельском мире сказано нам достаточно. Сказать больше - было бы человеку во вред. Впрочем, не ангел, а человек сотворён по образу и по подобию Божию. Претендуют ли ангелы на божественность по сыноположению, того мне, братец, неведомо. Да и речь в письме, в общем-то, не об ангелах.
На наш, человеческий, счёт весьма интересны толкования учёного афонского монаха Евфимия Зигабена: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси. Где Бог сказал сии слова? Некоторые говорят, что Бог, сказывая: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1, 26), показал, что люди суть боги по сыноположению, как сотворенные по образу Божии. А я нашел еще, что Бог назвал богами начальствующих и судей, сказывая в Книге Судей народу: богам не говори зло и начальнику народа твоего не говори худо (Исх. 22, 28). Далее сынами Вышнего назвал Израильтян, сказав: сын первенец мой Израиль» (Исх. 4, 22).
Так говорит учёный афонский монах, подъявший сей великий труд толкования Псалтыри. Дабы не брать на себя неподъёмную тяжесть и не утверждать богопротивное, он, не упрямствуя, опирается на слова великих святых: «Поелику мы сделались сынами Божиими, приняв в душе посредством Святаго Духа естественного и истинного Сына рожденного от вечного Отца нераздельно и бесстрастно, то посему мы и почтены сим названием или именем богов, хотя не по природе мы таковы, а по чести и славя» (Св. Кирилл Александрийский). «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если он назвал богами тех, к которым было Слово Божие, и не может нарушиться Писание, - Тому ли, которого Отец освятил, и послал в мир вы говорите: богохульствуешь; потому что Я сказал: Я сын Божий?» (Ин. 10, 34).
Дальше в своём толковании монах Евфимий приводит слова и других великих святых: святого Феодорита и святого Евсевия. И говорит, что: «глаголом: умираете, Давид выразил злую и неисправимую жизнь таковых неправедных людей до самой смерти их, или открывает, что они так неправедно живут без исправления, доколе не умрут».
Опирается он и на святых Афанасия, Дидима и Исихия, утверждавших, что: «один из начальствующих есть диавол; так как он был некогда начальствующим над чином ангельским. Ему то, говорит, подражая и вы – судии падаете, то есть, извергаетесь из достоинства вашего за мечтательность и гордость вашу, подобно тому, как и диавол чрез гордость свою и нехорошее употребление достоинства своего отпал от божественной чести и из светлого ангела, каковым был прежде, сделался мрачным диаволом».
О ступенях же развития человека (как и о возможностях ангельских) - от человека до ангела, от ангела до архангела, от архангела до начал и так далее, о которых сегодня так смело толкуют современные «богословы» – грешно и мечтать. Это есть почти Оригенова ересь, поданная лишь в иной интерпретации, ересь, направленная против догматического богословия. По догматическому богословию Господь сразу создал иерархию Горнего мира. Не постепенно, во временном ея исчислении, ведя её от простого духовного возвышения к более сложному, а сразу в том возвышении, которое изначально Им создано было и есть, и в веках пребывает. А, уж, как нам ни хочется или как ни мечтается, это уже всё от лукавого. Тебе многое в ангельской иерархии непонятно и кажется систематизацией весьма неудобной и упрощённой. Так не тебе одному.
В человеческом понимании, несовершенство систематизации ангельской иерархии признавал и сам её составитель - Святитель Дионисий Ареопагит. В своей знаменитой книге он, со всей откровенностью, излагает: «Сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, в точности знает один Бог, Виновник их иерархии; знают также и они сами свои собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие. А нам об этом можно сказать столько, сколько Бог открыл нам через них же самих, как знающих себя» (О небесной иерархии. Гл. 6. 1. С. 24).
По этому поводу и в завершении темы, я скажу тебе, братец, одно: человек в мире земном и естественном уже не однажды духовно себя истощал. За что и наказан был Богом (изгнание из Эдема, Всемирный Потоп). Уподобляясь Богу иль сатане, мы и получаем от Бога или сатаны по духу различные качества. Порой качества сверхъестественные. Спасительный опыт, великая любовь во Христе, святых наших - исключают любую гордыню и любое превозношение наше. Если мы что-то такое и получаем, так по вере нашей от Бога, а не от себя самих, получаем. Не изыскиваем изнутри, из себя, по своему немощному и несовершенному существу человеческому.
А лишь с Божьей помощью.
И горы двигаем, и злых духов гоним, и по воде аки по суху ходим, и так далее. Своей ли силой, братец, своим ли сердцем и своим ли умом это делаем? Нет, не своей и не своим, а Божьей и Божьим. Всё от Бога. Всё Бог Единый нам даёт. Не мы такие особенные и хорошие, а разве что - и по великой любви – божественное (благодать) идёт через нас. Запомни крепенько это. Тако и от сатаны, только со знаком духовно обратным. Вспомни силу и гордость магов, и разных прочих волхвов. Не человеческая то сила и гордость в них проявлялась, а сатанинская. Что будет в Царстве Небесном и что будет в аду - нам известно. Потому и ратуем здесь о праведной жизни. Ратуем о спасении душ человеческих. И подчас, печёмся и стараемся больше, чем о спасении собственных душ.
Гордость и превозношение одного человека над другим человеком сегодня активно приветствуется и всячески культивируется. В фаворе лицедеи-артисты, спортсмены, развратные и наглые дивы, завзятые ТВ-СМИ содомиты, юмористы и прочие, прочие «скоморохи». То есть, те самые люди, которых на Святой Руси и в Синодальный период к православным кладбищам и близко не подпускали, не хоронили. Они сегодня советуют, определяют моду и стиль, на всю страну (на весь мир) говорят пустые и заумные вещи, учат жизни, являясь официальным примером для подражания молодёжи и не только для них. Я уж не говорю о певцах и рок музыкантах, с их бешеной популярностью и неимоверно раздутым влиянием. Достаточно глянуть на современные уши с воткнутыми в них проводами от телефонно-айпэдной проигрывающей аппаратуры.
Православный человек это ещё и незаметный человек. Скромный человек. Если, не дай Бог, у тебя появится или замаячит на горизонте слава, то бегай от неё, как бегали от сей славы наши святые отцы. Слава это не только мирская суета. Она ещё и ступенька к гордости и превозношению. Охолоняйся от неё Покаянным Каноном святого Андрея Критского. Как только заметишь в себе горделивые нотки или признаки превозношения, так и читай Покаянный Канон святого Андрея. Читай в любое время суток, несмотря на праздничные и скоромные дни. Читай, принимая Канон как лекарство. Лекарство ты же принимаешь несмотря ни на что.
А теперь поговорим немного об ушедшем от нас протоиерее Льве Лебедеве. Давно ушедшем. Господи, как же быстро-то летит время!
Ты знаешь, я с ним не был знаком. Так получилось. Зато я прекрасно знаком с его окружением: семьёй, учениками, его прихожанами.
То, что ты сегодня по многим вопросам с отцом Львом несогласный – явление, в общем и целом, нормальное. Так это, братец мой, только сегодня ты с ним несогласный, а не вчера. А как было вчера? Полностью мысли совпадают только у … ну, ты сам знаешь у кого. Помимо множества положительных качеств, имелось у отца Льва и ещё одно, на мой взгляд, непременное и превосходное качество – умение постоянно учиться, не зацикливаться, не догматизировать нечто спорное или аморфное (или даже не спорное, а уже вполне устоявшееся), не бояться поменять свою точку зрения на точку зрения более верную и справедливую. Такие качества присущи лишь очень талантливым людям. Неимоверно талантливым. Он обогнал своё время. Но на месте и оно не стоит. Так что, братец мой, не суди отца Льва слишком строго со своей колокольни. Она только кажется такою высокой. Раньше я огорчался ускользнувшему от меня незнакомству. Переживал. Сейчас, как-то, уже устоялось. Внутри раздражение сгладилось и почти успокоилось. Молюсь и каждодневно поминаю его в своих вечерних молитвах; наряду с митрополитом Виталием, архиепископом Сергием (Киндяковым), иеромонахом Серафимом (Роузом), иереем Павлом из Вятского края.
С кем бы отец Лев сейчас был? Вот интересный вопрос. Мне думается, что отец Лев сделал бы правильный выбор. Он не ушёл, а остался бы в Церкви. Не так давно, как-то, мне позвонили и спросили мои прихожане:
- Владыка, вы не читали Рождественское Послание епископа Мартина (Лапковского)?
Я ответил, что не читал. Обычно я редко читаю чужие послания. Тут же мне посоветовали:
- Прочитайте.
Что ж, нашёл в сети текст, прочитал. И знаешь, как говорится - и смех, и грех. Появилась масса недоуменных эмоций. Даже невольно возникло сравнение творения господина Лапковского с замогильным чеховским спитчем по «усопшему» Прокопию Осиповичу, который, якобы, при жизни не брал взяток и так далее, и так далее., но главное или соль в том, что он, оказывается и не думал уходить в мир иной. Я попробовал представить себе, как это послание читают с амвона своим прихожанам о.о. Вячеслав Лебедев и Валерий Рожнов. Попробовал. Но, как ни старался, как долго ни мучился и не пробовал, но у меня так ничего и не вышло. Не представил. Не получилось. То ли не хватило терпения, то ли возникли проблемы с воображением, то ли ещё какая оказия.
Да оно и немудрено, когда по господину Лапковскому: «… весь мир был взъерошен… без сертифицируемых повитух… согреваемый тёплым дыханием жующих волов… не в однополой семье… тяжёлыми шагами библейского бегемота топает по земле не одно тысячелетие караемая Богом омерзительная содомия… да не выпадем в эту гнусную европейскую ересь, которая ныне беснуется в наших краях…».
Ага. Вы уж постарайтесь, братцы, и не выпадете в эту гнусную европейскую ересь, которая ныне беснуется в ваших краях. Помоги вам Господь. Куда там маститому писателю А. Чехову до господина В. Лапковского, то бишь, до епископа Мартина. Не знаю, как со спасением (по Серафиму Саровскому - я бы не спасся), но то, что со скуки не помрёшь с таким архиереем, это уж точно.
В этой связи, уместны несколько слов о переходе к ним отца (бывшего нашего) Николая (Мамаева). Да и ты, как-то, спрашивал. Епископ Виктор (Парбус), несмотря на более очевидные еврейские корни, всё же выгодней отличается от епископа Мартина. Как мне видится, он более склонен к монашеству и в частности, возможно, склонен к аскетике. Чаще находится в своём заполярном (или приполярном) скиту. Заметь, не на юге архипастырь сей ошивается, где беснуется гнусная европейская ересь и есть опасность в неё выпадения, а на севере, где (хочется надеяться) этой гнусности нет и в помине. До поры до времени епископ Виктор скрытен и тих - не то по характеру, не то по смирению. Однако общеюрисдикционной невзрачной картины он не меняет.
Отца Николая (Мамаева) лишили мы сана. Давно и справедливо лишили. Человек вышел из духовного равновесия. На каком-то этапе стал считать себя едва ли не истиной в последней инстанции. Начал придумывать разные небылицы, лгать, досаждать мне и другим архиереям через электронные СМИ. Бес человека попутал. Что ж и такое бывает. Ему бы покаяться и дальше спасаться в монашестве. Ан, нет. Мамаев стал искать для себя подходящую юрисдикцию. И ради приёма в неё готов был даже поступиться святым. Поступился. О чём и говорит его челобитная к владыке Антонию (Орлову). Владыка Антоний челобитную отца Николая проигнорировал и в клир свой не принял. Тогда Мамаев подался к епископу Виктору. И там его приняли. Что интересно, приняли через хиротесию в иеромонашеском сане. То есть, признавая наше пресвитерское рукоположение и не признавая нашего лишения сана. Разумеется, чин принятия на совести правящего архиерея, Синода или Собора, однако одно с другим, очевидно, не вяжется. Если вы признаёте одно, то тогда и признавайте другое. В противном случае, такое священнодействие – курам на смех.
В этом переходе одно меня утишает – понимание отцом Николаем, что нельзя спасаться вне Церкви Христовой. И если это так, а не нечто другое, то Бог простит, и я его тоже прощаю. Что обрёл он, вскорости, сам своим сердцем почувствует. Жидовствующих и лицедеев в его уже теперь юрисдикции и без Мартина хватает.
Помоги нам всем Господь Милосердный!
Оставайся с Богом!
+ М. Д.