… «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин.1:8). Эти слова Апостола Любви (и те, что повыше) для меня  давно стали истиной. Начался Рождественский пост. Надо радоваться. А радости в душе не особо и густо заводится. Вначале болезнь скрутила до немощи. Еле-еле, с Божьей помощью, выдюжил. Потом пошли чередой искушения - ложь и хула со всех щелей навалились. И если бы на меня одного. «Бесенята» метят всё больше по Церкви. Стараются Её опорочить. Одна  лишь и радость – твои редкие письма. Только я не всеведущ и никакой не святой. Не обольщайся напрасно. Когда задаёшь мне вопросы, Христа ради, делай  скидку на убожество, не учёность, простоту, ну и прочее.

Уж, прости меня окаянного,  но ты, как и некоторые мои прихожане,  с той лишь разницей, что просишь не продолжения «Божьей дорожки», а каких-то разгромных статей, интервью, опровержения лжи и хулы… Братец мой дорогой, я, ведь, прежде монах и лишь после, всё остальное. Порой сожалею и о том, что написано. Ибо, написано много мирского и так мало монашеского. От меня «бесенята» только и ждут оправданий-опровержений. Что-то сбрешут и ждут. Опять что-то сбрешут и ждут…  В оправданиях мы не нуждаемся. Бог всё видит и знает. Мои слова для них лишь пища и новый повод для воплей и безудержной лжи. Побеждать их надо смирением. Вспомни из жития святого Макария Великого Египетского, когда его встретил дьявол с серпом и не мог он святого ударить.

- Макарий, - сказал ему дьявол, - из-за тебя я терплю великую скорбь, потому что не в состоянии победить тебя. Вот и я, всё, что делаешь ты, делаю. Ты постишься,  ничего вовсе не ем и я; ты бодрствуешь, и я никогда не сплю. Однако, впрочем,  есть, в  чём ты превосходишь меня.   

- Что это такое? – спросил его преподобный. 

- Смирение твоё,  - отвечал дьявол, вот почему я и не могу бороться с тобою. 

Так и я молюсь, и борюсь постом и смирением. В Церкви  знают всю правду. И будешь знать её ты,  коль  сердечно покаялся и вернулся в Её лоно обратно. В своём проступке ты особо не сокрушайся и сам себя не казни. Не ты первый и не ты последний. Будут приходить и будут уходить. Люди нынче иные. Что речная вода. Текут куда легче и ниже.  Откуда сие? Да, всё оттуда же. Когда росток от земли отрывают, он вскорости погибает. Так и нас, оторвали от Отеческой веры. Отравили сознание… Вот мы и трепещемся, на последнем почти издыхании. Слава Богу, хоть  так. На Западе уже всё издохло и быльём поросло. Процветают - отрава духовная, да  телесные непотребства. Поднялись новые Содом и Гоморра, выдаваемые слугами дьявола за свободу  и права человеческие. Сия мерзость взошла и у нас. И это не Библейская история повторяется. Приближается время антихриста. По слову Апостола исполнятся пророчества Апокалипсиса. 

Впрочем, ты это видишь и знаешь. 

Многие уже и теперь поклоняются зверю. Очень многие. Но ты помни, братец мой, об одном, что: «кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14. 9:11). 

И передо мною стояло много вопросов. Особенно в первое время,  когда пришёл в Русскую Зарубежную Церковь. На часть из них кто-то ответил. А на некоторые уже ответили мы. И кому-то наш ответ не понравился. Особенно российским властям. Об этом ты в подробностях знаешь, так что не буду лишний раз повторяться. И если бы только властям. Не понравился он и нашим и вашим. Вот об этом напишу поподробнее.

Один из главнейших вопросов,  конечно, Февральский вопрос. Из него вытекает Февральский грех русского народа. Он возник очень давно и одним из первых был озвучен митрополитом Антонием (Храповицким) в письме к графу Мусину-Пушкину. Позднее, о нём мужественно говорили и писали святой Иоанн Шанхайский, архиепископ Аверкий (Таушев), митрополит Анастасий (Грибановский), архиепископ Нафанаил (Львов), профессор И. Ильин и многие другие известные люди. Плотнее я столкнулся с ним в Воронеже, будучи вторым священником катакомбного прихода РПЦЗ (В). Тогда, в 2004 году, мне удалось прочитать и осмыслить множество материала по этой, или близкой к ней, теме. Много было чего. В том числе, порой, наносного и эмоционального. И это не грех, ибо, в поисках истины, Канонами такое вполне допускается.

О, если бы наши споры зиждились  только на поисках истины! Цены бы нам не было. Увы. Архиереи тоже грешные люди и тоже подвержены искушениям, и различного рода страстям. Об этом я тебе напоминаю, братец мой, дабы ты не рассматривал Славянский Собор 2007 года, как некую апогею или вершину вопроса Февральского, да и только.  Она имела место быть. Но лишь в виде повода для моего уничтожения как епископа. Стыдно сказать,  но Собор и собирался для этого. Предсоборные и соборные страсти о том говорят. Вопрос не догматического, а, скорее, мировоззренческого характера. Отстаивая свою позицию, я был согласен на его откладывание до следующего Собора или до лучших времён. А если в  чём виноват, то и наказание принимал вплоть до ухода на покой с правом служения на приходе. Однако, куда там. Архиереи словно взбесились, требуя большего. Один только владыка Иоанн (Зиновьев) сидел неприкаянный. Его ввели в заблуждение. И когда правда открылась, ему не просто было сделать сразу правильный выбор.

Владыка Виктор (Пивоваров) ратовал за непогрешимость русского народа, сваливая всю вину за Февральский грех на одних лишь жидов. Договорился даже до святости всего русского народа, впав в  ересь народопоклонничества. Как ни странно, он и до сих пор обвиняет меня в царебожестве. Непонятно только, на каком основании. На Соборе я Царя на первое место не ставил и уж, конечно, не сравнивал Его Императорское Величество с Богом.  В основном говорил о Февральском грехе  всех сословий, акцентируя этот грех  на духовном сословии. Почему? Да потому что с виной дворянства, мещан и  купечества (о крестьянах и рабочих тогда речи не шло)  некоторые архиереи, пусть со скрипом, но ещё соглашались. Духовное  же сословие находилось вне критики. От неё ускользало и выпадало. Оставалось, как бы, в сторонке, будто оно и не плоть от плоти русского народа. Такое мощное  и негласное табу очень долго и очень многих устраивало. 

Говорил больше не о ритуальном убийстве Царя и Его Августейшей Семьи (хотя и об этом тоже говорил), а о трагедии,  куда более значимой – потери православно-монархической государственности – Православного Самодержавия.

И если тебе интересно, то работу профессора М. Бабкина я никогда высоко не ценил. И уж тем паче, не разделял его взгляды и выводы. Его статистику не грех почитать. А остальное всё – псевдонаучные доводы далёкие от Православия. 

- Владыка! Если Вы деканонизируете патриарха Тихона (Белавина) и митрополита Владимира (Богоявленского) я сразу же перейду к Вам, - так он заявил мне, однажды. 

Очень скоро деканонизация этих святых стала камнем преткновения в моём окружении. На протяжении нескольких лет от меня требовали их деканонизации кому не лень. От А. Кузнецова - в самом начале, до А. (Яркова) - в  недавнем конце. Много было сломано копий и ещё больше потрачено нервов. В чём они ошибались. В неправославном подходе к проблеме (если она для них и была) и в самооценке. Своё личное мнение они поставили выше решений Архиерейских Соборов. Возомнили себя судиями с правом истины в последней инстанции. И что характерно,  без сострадания и хотя бы, капли христианской любви. Считали (и всё ещё, похоже, продолжают считать), что видят дальше и яснее других, даже святого Иоанна Шанхайского. Себя же,  свой грех и свою мерзость, не замечая, не видя. Иногда каждому хотелось сказать: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Лк.6:42).

Говорил. Как говорил и другое, о том, что до тех пор, пока я живой, никакой деканонизации не будет.  Патриарха Тихона и митрополита Владимира почитал и почитаю святыми, и что чувствую их молитвенное заступление.

Когда поднимался Февральский вопрос, я знал, что будет непросто. Так оно и случилось. И всё же, признаюсь тебе, тяжесть его я недооценил. Как недооценил и критику нашей Концепции. Произошло давление колоссальное. Причём, с обеих сторон. Как изнутри - от верных, так и снаружи - от неверных. И врагу не пожелаешь такого. Лишь с Божьей помощью выдержал. О пройденном не жалею. Плачу о потерянных душах. 

Наше прошлое – расколы, выяснения отношений, закулисные дрязги, чья-то хитрая или гнилая политика и как следствие, отступления - напоминает  мне наше прошлое дофевральское. Когда вместе с купелью выплеснули и дитя. Так и мы, часто амбиции, мелочные обиды, гордыню и прочее, ставим выше Канонов и пользы Церковной. Происходит это от маловерия, а то и неверия. Да, да. Не удивляйся, братец, в Церкви проходимцев достаточно. Слава Богу, что Господь помогает их изгонять. И с каждым годом Она становится чище.  «Бог не в  силе, а  в Правде»  (Св. кн. Ал. Невский). Сатана ассоциируется с ложью и грязью. Правда же в  Чистоте.

Архиерейское служение сродни Христа ради юродству. И берём мы архиереев не от Неба, а от грешной земли. Ему тяжелее всего. Он на виду и не только всей паствы, но и нечисти всей. Она старается его свалить, искусить, поколебать, подвергнуть сомнению в  истине… И как видим, часто это ей удаётся. Архиереи спотыкаются,  падают, уходят в  расколы или уходят, вообще,  вникуда. Я не осуждаю и не сужу. Дай Бог,  самому удержаться. Многих мы сана лишили. Лишение сана это не наказание. Это помощь в спасении. Когда человеку не под силу нести пастырский или  архипастырский крест, Архиерейским Собором этот крест изымается, дабы человеку было двигаться легче. К сожалению, это не все понимают. Сынов блудных скитается много, но к отцу с покаянием они не торопятся. Не те у них сегодня духовные силы, не та вера и не то устремление к Богу.

Когда я  думаю о нынешнем архиерействе, безусловно, соглашаясь с его слабеньким качеством, я часто вспоминаю молитву святого Амвросия архиепископа Медиоланского для пресвитеров готовящихся к служению Божественной  Литургии. Начинается она обращением ко Иисусу Христу.  И такими словами: «Архиерею истинный…». Вдумайся, братец, в это и ты.  Четвёртый век от Рождества Христова. Божьей милостью Архиерей. Великий святой. И какое самоуничижение! И какое признание! «Архиерею истинный…». Можно ли сравнить истинность Архиерея Амвросия с  истинностью нынешнего архиерейства?! То-то и оно.

Душ падших и во мраке блуждающих жалко. Однако Церковь без архиерейского окормления не останется. Нас мало. Но стада малого ты не страшись. Бойся гнева Божьего и отпадения. Наша церковная горсточка не ущербная. Она благодатная и  давно предсказана старцем: «…раньше Церковь была обширным кругом во весь горизонт, а теперь он – как колечко; а в последние дни перед пришествием Христовым Она вся сохранится в таком виде: один православный епископ,  один православный иерей и один православный мирянин. Я тебе не говорю, что церквей не будет, они будут, да Православие-то сохранится только – в таком виде. Ты обрати внимание на эти слова, ты пойми. Ведь это во всём мире» (Св. Нектарий Оптинский).

Свою Концепцию мы не меняли. Ни буквы, ни запятой. Она, как стояла на  нашем Синодальном портале, в неизменно принятом виде, так и стоит.  Но… С язычниками надо говорить как с язычниками. Так учат святые отцы. Для нас прихожане Московской патриархии не лучше язычников. И если в миссионерских целях для эскимосов даже изменили текст Библии, так почему мы, для тех же самых целей, не можем изменить текст нашей Концепции? Разумеется, не меняя её концептуального стержня. Концепция РосПЦ не догма и уж, конечно, она и рядом не стояла со Священным Писанием.  По просьбе миссионерского отдела и в одном только месте, мы это и сделали.  Не в угоду властям и не из-за боязни гонений, как об этом не устают лгать наши недруги, а ради спасения человеческих душ.  Если человек не знает про хлеб, но  знает про рыбу – пусть будет рыба. И никто никого не насилует. Не владеешь эскимосским языком, читай по церковно-славянски.

«Концепция Российской Православной Церкви сравнима с глыбой из чистейшего белого мрамора, отобранной скульптором для ваяния. Из множества глыб мастер одну её отобрал, увидев в ней прообраз будущего совершенства. Пока же она только глыба, пусть и  из чистейшего белого мрамора». Эти слова принадлежат Священнику РосПЦ. Кто-то согласится с ними, кто-то поспорит. А по мне так лучше помолиться и дальше идти. Не время выяснять отношения. В противном случае не скоро приблизится будущее.

Нельзя объять необъятное, как и в одно лишь это письмо нельзя вложить все ответы. Вопросы задавать другим проще. Научись сам на них отвечать. Зачем тебе дрязги МП? Содомия в Казанской или другой семинарии? Кураевы, Гундяевы, Ротовы… В нынешних «разоблачениях» СМИ семинаристы лишь козлы отпущения. Не меньше восьмидесяти процентов «архиереев» МП активные содомиты. И эту процентную мерзость не я подсчитал. (Не хватало мне ещё в этой мерзости ковыряться). О высокопоставленных содомитах МП все прекрасно осведомлены, но СМИ о них, почему-то, молчат. Ты только, вслушайся в их имена, коль тебе интересно. Владимир Киевский, Филарет бывший Минский, Агафангел Одесский, Исидор Кубанский и так далее, и так далее. Более того, Филарет бывший Минский ещё и отравитель-убийца Могилёвского, кажется, «архиерея».

Недавно всплыло о содомии Ротова Никодима Лубянского – известного латиниста и папского холуя, наставника и окормителя Кирилла Гундяева. Тут-то «патриарх-пестун» и занервничал. Как же, упала  тень на плетень.

Да и чему удивляться, когда первое лицо государства (2010 г.) - господин Д. Медведев – публично ручкается и преподносит букет роз главному английскому содомиту (педерасту) Э. Джону, прибывшему в РФ на гастроли. Как же, такая знаменитость пожаловала. Или  здесь нечто другое? Зайди на эту ссылку и убедись сам http://journaluga.ru/archives/1503-Fotoblog_Medvedev_i_Jelton_DZhon.html

На этом фоне любая семинария меркнет. Прости, Господи! Не хочу развивать эту тему. Не хочу и не буду.

Пора  заканчивать. Время позднее. Остальные ответы, Бог даст, появятся в следующих письмах. Сейчас пойду, помолюсь. Потом на ночь что-нибудь почитаю. Завтра особенный день - ожидаю паломников. И  ты, уж, сильно не ругай меня, братец. «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе» (2 Тим.1:13). Святость ищи в простоте. Языкастых и умных развелось нынче много. А молчаливых и мудрых днём с огнём не разыщешь.

Оставайся с Богом!
+ М. Д.