Очерк седьмой. Ультиматум «коренных одесситов», живущих в Нью-Йорке Первоиерарху РПЦЗ Высокопреосвященнейшему митрополиту Виталию

Страница из книги

Как бы мне не хотелось, но никуда не деться от Ильфа и Петрова. Коренные одесситы, кто как не они досконально знали жизнь и чаяния своих земляков? Самые скрытые тайники душ коренных одесситов отобразили талантливые писатели в своей дилогии «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Психологический тип «коренного одессита» в последнем из названных мною романов потрясающе реалистичен.  Вспомним тот же диалог Михаила Самуэльевича Паниковского и Шуры Балаганова. Блестящий штрих к портрету «коренного одессита». «Пилите, Шура, пилите». А затем: «Не подходите ко мне с этим железом, я вас презираю».

Именно презрение уготовано тем, кто поддавшись на уловки «коренных одесситов», начинает служить им. Особенно ценится служба некоренных одесситов, когда они не рассуждают и встречают и провожают по одежке. Забывая вторую часть прекрасной русской пословицы, и не провожая по уму, «некоренные одесситы» обрекают себя на жалкое существование просителей милости у коренных одесситов. И если с денежной лихвой можно как-то перебиться, то с лихвой духовной такой номер не пройдет. «Коренной одессит», одетый в православные одежды, взыщет сполна духовную лихву задолжавшего незадачливого некоренного одессита. Ну, и кто последнему доктор? К чему безсознательно и бездумно верить всякому, кто одет в православные одежды? К примеру, кто может назвать духовно здравомыслящими тех, кто, решил обучаться заочно в духовной семинарии, которую благословил «правильный епископ» Агафангел Симферопольский и Крымский. При этом, руководствуясь чувством христианского сострадания, обучение назначено платным. И нашлись те, кто добровольно стал учиться в непонятном заведении непонятного владыки. Почему непонятным заведением назвали мы семинарию владыки Агафангела?  По  причине откровенного надувательства тех, кто стал ее учащимся. Чему можно было научить заочно взрослых людей, уже состоявшихся в жизни? Истории богословской мысли в России? Православному Святоотеческому преданию? Истории Церкви? Но все это укладывается в одно понятие, обозначаемое словом курсы. При чем тут громкое название семинария?

И вот тут мы снова вернемся к столь нами любимым персонажам Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Вспомните очередной мудрый ход Остапа Бендера при погоне за миллионом. Его фразу: «Нам надо легализоваться». Так появилась контора «Рога и копыта». И настолько она была респектабельна и правдоподобна, что даже видавший виды профессиональный аферист Фунт не разглядел за ней, то бишь вывеской, мошенников похлеще, чем он сам. Он восторженно произнес: «А, у вас контора!». Его восторг обернулся впоследствии арестом, а хозяева конторы, его подельники, дружно исчезли, бросив Фунта на произвол судебных властей. Но принцип, принцип. Звучнее название, которое выглядит правдоподобно, и дело в шляпе. Этот принцип четко реализовал коренной одессит «правильный епископ» Агафангел, назвав свое пастырское куцое детище звучным словом семинария. Куцость этого заведения видели те, кто в него входил. Но иерархи РПЦЗ, на коих все это было рассчитано, сего не видели воочию. И деньги на содержание «семинарии» регулярно выделялись. К тому же о ее деятельности с помпой, не резиновой, а литературной рассказывалось на страницах «Вестника ИПЦ». В первой части наших очерков мы уже писали, что издание «Вестника ИПЦ» из той же серии предприятий «Рога и копыта». На издание  «Вестника» деньги тоже шли из Архиерейского Синода РПЦЗ плюс пожертвования русских Зарубежья.

Ювелирная работа: на голом месте и тебе финансирование, и тебе авторитет. Возвышайся во весь рост своей «правильности» и продолжай выполнять заказ хозяев по дискредитации столь ненавистной им Русской Православной Церкви Заграницей и внутри, где кощунственно шло поругание Русской Катакомбной Церкви. И «правильный» епископ стриг купоны и брал высокую лихву  с неразсуждающих «некоренных одесситов» А они не разсуждали. Те же представители Синода. Сколько лет действовал «правильный» епископ в Одессе, нося титул Симферопольского и Крымского, но никто не указал на этот вопиющий факт. Факт виртуально существующей епископской кафедры. И «семинария» отчего то была расположена в Одессе. Все в Одессе, тогда к чему титул Симферопольского и Крымского? Для, так сказать, полноты величия иерархии лазаревской ИПЦ и создания видимости большой церковной территории? Но с таким же успехом владыка Лазарь мог бы присвоить некогда горячо «любимому» им «правильному епископу» Агафангелу титул Иссык-Кульский и Биробиджанский. Положение дел при этом реально не изменилось, «правильный» епископ как сидел бы, так и продолжал бы сидеть в столь любимой им Одессе. Прав был профессиональный аферист Фунт: «А у вас контора».

В конторе Остапа Бендера «Рога и копыта» при государственной ревизии выявилось катастрофическое отсутствие сортовых рогов. На приходе «правильного епископа» Агафангела при приезде, точнее подъезде гостей из Зарубежного Синода в иконной лавке менялись ценники; в них стоимость в гривнах товаров исчезала, а появлялась стоимость тех же товаров в долларах. Рука не повернется обвинить «правильного епископа» в жульничестве, это неправильно и не соответствует традициям и менталитету «коренных» одесситов. С детства приучены они в любом месте и при любых обстоятельствах  ловить возможность сделать маленький гешефт.

Вот из таких маленьких гешефтов и состояла жизнь и пастырская деятельность «правильного» епископа Агафангела. Виртуальная епископская кафедра, лже-семинария, красочная обложка «Вестника ИПЦ» и при этом стремление как можно сильнее и красочно подать себя, как «правильного владыку», территория надзора которого неуклонно расширяется. Тогда в конце XX века владыкой Агафангелом был издан справочник приходов и имен всех священнослужителей ИПЦ в России. Его выход вызывал различные чувства. Кто говорил о пагубности для ИПЦ обнародования числа приходов и имен священников, подразумевая отрицательное отношение властей к ИПЦ. Кто находил это правильным. Кто откровенно называл издание справочника открытым доносом властям о состоянии церковной организации. Сколько людей, столько и мнений.   Думается, что этот справочник больше задумывался, как работа на имидж «правильного» епископа Агафангела. Его изданием он как бы подчеркивал свою главенствующую роль в иерархии ИПЦ, оттесняя на  второй план стареющего владыку Лазаря. В «Введении» к основному справочному материалу «правильный епископ» Агафангел собственноручно признает, что организация к которой он принадлежит на правах «каноничного» архиерея, является «условной». Поразительно как на это откровенное издевательство и над клиром и чадами ИПЦ и самой иерархией РПЦЗ не обратили в Русском Зарубежье внимания. Может потому, что справочник этот рассматривался исключительно для России и стран СНГ? А в Русское Зарубежье не дошел! Привожу полностью цитату «правильного» епископа Агафангела. Если кто из русских людей, в рассеянии сущих, прочтет их, пусть задумается о своем положительном отношении к «каноничному» епископу Агафангелу, радетелю и защитнику Истинного Православия.

Итак: «Катакомбные приходы, перешедшие к легальной деятельности, а также приходы, вновь образованные, подчиняющиеся Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей, носят название Русская Истинно-Православная Церковь (ЭТО НАЗВАНИЕ УСЛОВНО, поскольку до всеправославного поместного Собора Русской Церкви никакая из частей разделившейся в условиях гонений Поместной Российской Православной Церкви не может присвоить себе ее наименование, как это незаконно сделала Московская Патриархия.»

Поразительно, в нескольких предложениях катехизис вероисповедания  «правильного епископа» Агафангела.

Во-первых, четкое признание, что церковная организация, епископом которой он является, носит условное название, при этом даже намека нет на то, имеет ли она вообще какое-либо название. Слово «условное» четко указывает на условное существование и само собой деятельность данной организации. Примечательно, сам «коренной одессит» «правильный епископ» Агафангел словом «условно» зачеркивает весь смысл в названии «Русская Истинно-Православная Церковь». И это неудивительно, слово русский ненавистно для коренных одесситов. О, как они жаждут, чтоб само это слово стало условным, а все те, кто с гордостию называет себя русскими, стали экспонатами исторического музея в разделе вымершие, некогда существовавшие, условно называемые русскими, на территории, условно называвшейся Россия.

Во-вторых, одним росчерком он отказывает в том же праве называться Русской Православной Церковью Заграницей и именоваться русскими людьми всем русским православным людям, в рассеянии сущим. Вчитайтесь еще раз в его слова.

В третьих, производит лукавое уравнивание между страждущей под игом его соплеменников ИПЦ и несшей Крест Христова исповедничества перед всем мiром РПЦЗ с еретической РПЦ МП. В вину последней структуре он ставит «узурпацию» ею названия некогда единой Российской Православной Церкви. Но Московская Патриархия носит название Русской Православной Церкви, но никак не Российской. Отчего же ошибается «правильный епископ» Агафангел? Оттого, что ему безразличны названия церковной организации, глубоко ему чуждой. Он говорит о возможности некоего утопического поместного Собора. Где и с кем? В современном Российском государстве, где уже нет места слову русский, а есть абстрактному понятию «россиянин», как некогда «советский». И с кем? Кто, начиная с 1917 года боролся со всем, что имело название «русский», и продолжает это делать сейчас, обмазывая грязью дела Белой Гвардии и всего Русского Зарубежья, приписывая им то, что единственно верно для тех, кто вырос в благополучных советских семьях в тишине уютных одесских и московских квартир. С теми, кто гнал, доносил и продолжает кощунствовать и не признавать исповедничество и мученичество катакомбных пастырей и мирян, кто по сей день противится внесению в число Новомучеников и Исповедников Российских святых имен священномучеников митрополита Иосифа Петроградского, Димитрия Гдовского, Павла Старобельского, Иерофея Никольского. Как мечта о возможном соборе с МП может жить в голове «правильного» епископа Агафангела, если он повсюду декларирует свою непримиримую позицию к предательской политике митрополита Лавра, пошедшего на объединение с МП? Одно из двух: либо «правильный» епископ Агафангел не разумеет, о чем он пишет, либо ему все равно, что писать, рассматривая своих читателей с позиции «коренного одессита», заключающейся в высокомерном: «а что они могут понимать». В Талмуде хорошо написано подобное отношение «коренных одесситов» к не коренным.

Однако вернемся к «Справочнику». Неискушенный читатель, листая его страницы, неизбежно придет в изумление, читая о том, сколько приходов насчитывает организация, во главе которой практически стоит, он же справочник издает, «правильный епископ» Агафангел. И невдомек будет такому читателю, что обширность страниц «Справочника» еще не показатель обширности церковной организации, о которой «Справочник» рассказывает, я имею в виду, что касается территории России и стран СНГ. Виртуальность многих приходов непреложный факт. К примеру, указан фактически приход, который существует в Мариуполе и окормляется епархиальным священством. Другими словами непосредственно «правильным» епископом Агафангелом и тем, кто служит у него на приходе. Когда я узнал о существовании прихода в Мариуполе, то был несказанно удивлен. Чем? Быстротой и легкостью его регистрации. Мне довелось столкнуться с чиновниками управления, которые занимаются разрешением деятельности приходов различных вероисповеданий. Я приехал проконсультироваться насчет возможной регистрации общины и прихода ИПЦ юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ. Владыка Лазарь вынашивал такую идею. Когда я стал рассказывать о цели моего приезда, меня тут же чиновники управления стали отсылать за благословением к правящему епископу Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Пришлось им объяснить, что я не имею никакого отношения к УПЦ МП и благословение патриархийного архиерея мне не нужно. Чиновники были удивлены и попросили сказать, какую же юрисдикцию я представляю. Я ответил, что Истинную Православную Церковь юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ. Удивление сменилось откровенной враждебностью. Мне было отказано в самом желании осуществить подобное.

Потому столь удивительным было для меня известие о регистрации прихода ИПЦ юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ, который дополнил собой «каноничную» территорию «правильного» епископа Агафангела.

Добавлю, что количество прихожан вновь зарегистрированного «чудесным» образом прихода составляло аж два человека, не считая членов их семей. Очень скоро священник, который окормлял прихожан вновь зарегистрированного прихода, уйдет от «правильного» епископа Агафангела к «каноничным» грекам, а затем и вовсе исчезнет с их горизонта. Вот только зарегистрированный приход, наверняка, до сих пор числится в реестре «каноничной» территории «правильного» епископа Агафангела.

Тяжело писать о делах «коренных одесситов», собирающих обильную духовную лихву с неразсуждаюших, недумающих православных людей. Уж лучше читать Илью Ильфа и Евгения Петрова. Как там у них, в сцене на  пляже: « Шура, - кричал из воды Остап, - подготовьте Берлагу». Вот только к кому отнести себя: к Шуре Балаганову, Берлаге или Остапу Бендеру. С Шурой Балагановым меня роднит мечта. Он мечтал о белых штанах. Я мечтал, что в ИПЦ владыки Лазаря, как в Рио-де-Жанейро все ходят в белых штанах. Увы, ошибся. О Рио мечтал и Остап Бендер. И тоже прогадал. Берлага преспокойно жил, кормясь перепадавшей дармовщинкой с афер и шулерства, хотя был простой бухгалтер. Закрывал на всё глаза, дескать, человек я маленький, чё могу сделать. Как пресечь деятельность аферистов, если аферистом стало все государство?

Как можно было видеть в лазаревской организации белый цвет, если там его никогда не было? Он присутствовал лишь в виде белой бумаги, на которой писались возвышенные послания к пастве и высказывалась незыблемая позиция исповедничества.

Какие там были слова поддержки митрополита Виталия! Какое исповедание веры! И очень скоро позорное предательство Первоиерарха РПЦЗ высокопреосвященнейшего митрополита Виталия  владыкой Лазарем, и владыкой, простите, «правильным» епископом Агафангелом. Который впоследствии пойдет дальше своего учителя. И  опубликует в одном из «Православных календарей» среди портретов иерархов РПЦЗ фотографию митрополита Виталия на покое. Вот так лукаво будет подписан портрет последнего Законного Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей. Портрет будет опубликован в то время, которое в историю Русской Православной Церкви войдет, как Стояние в ИСТИНЕ последнего митрополита РПЦЗ, митрополита-мученика Виталия.  Каким лицемерием нужно обладать, как ненавидеть Первоиерарха, которому ты давал слово служить и которого предал, а затем сделал все, чтобы посеять в душах православных, искренно верующих людях сомнение в подвиге исповедничества митрополита Виталия.

Ненависть «правильного» епископа Агафангела к Законному Первоиерарху РПЦЗ митрополиту Виталию объяснима, как с точки зрения презрения «коренных одесситов» к русским гоям, так и с точки зрения корыстолюбивого пастыря. По свидетельству иеромонаха Н., из окружения владыки Лазаря, в архиерейском Синоде РПЦЗ было широко известно о недоверии Первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия «правильному» епископу Агафангелу. С улыбкой передавали, что митрополит перестал брать телефонную трубку, слыша голос «правильного» епископа, добавляя при этом, что опять тот начнет просить денег. Реально существовал и факт звонка от возмущенной общественности «коренных одесситов», переселившихся на постоянное местожительство в Нью-йорк. По телефону нью-йоркские коренные одесситы грозили в случае применения дисциплинарных санкций к «Мише Пашковскому», их земляку, не много, ни мало сжечь здание Архиерейского Синода РПЦЗ. В чем провинился Миша Пашковский, он же «правильный» епископ Агафангел нам неизвестно. Но, что он ненавидел Блаженнейшего митрополита Виталия и продолжает это делать сегодня - непреложный факт. Вглядитесь в фотографию митрополита   Виталия, опубликованную в «Православном  календаре» за 2004 год.  Такого выражения лица Первоиерарха больше не встретишь.

Все сделано, чтобы убедить, митрополит немощен и потому недееспособен. Лживая и кощунственная подмена образа митрополита мученика. Увы, это продолжение той же практики коренных одесситов, ненавидящих Русских и русское.

Конец седьмой части.

Александр Таненков.