Очерк первый. «Правильный» епископ

Страница из книги

Кто из нас не слышал о прекрасном городе Одессе. Чудном городе Одессе. «Южная Пальмира», Российская Ницца, жемчужина у моря, по-разному называли Одессу. И по праву. Основанная на месте турецкой крепости Хаджи бей испанским дворянином де Рибасом, участником штурма Измаила, соратником Суворова, Одесса сыграла немаловажную роль в истории  Государства Российского. И не только как морской порт или военное укрепление. Одесса стала символом европеизации некогда полупустынной окраины Османской империи.

Де Рибас заложил основу города. Расцвет же Одессы связан с именами французских дворян, аристократов крови и духа Дюка Ришелье и Пьера де Ланжерона. Служившие верой и правдой Российской Империи они старались сделать все возможное, чтобы вверенный им город стал достойным столицы Императорской России Санкт – Петербурга. Дюк Ришелье строил Одессу, видя перед глазами столь любимую Ниццу, город, где даже лишенный поэтического дара человек начинает слагать стихи. В девятнадцатом  веке сам  воздух Одессы был напоен творческим вдохновением. Сказать, что Одесса стала культурным центром российской Империи, значит, ничего не сказать. Одесса - это состояние души. Души возвышенной, стремящейся ввысь, подальше от суетливой земной юдоли. Южная Пальмира это было не метафорическое прозвище Одессы, это была радующая сердце очевидность. Французские аристократы Дюк Ришелье и Пьер де Ланжерон смогли создать новую Ниццу. Увы, в двадцатом веке на смену изысканной французской речи в Одессе придет крепкий мат биндюжников, обильно сдобренный говором нерусского народа, шумливого и наглого, безцеремонного и циничного. «Южная Пальмира», Одесса Пушкина и Воронцова, станет медленно уходить в прошлое.

Дворцы, прекрасные набережные будут еще бередить душу о ностальгической «Южной Пальмире», но в городе очень скоро по мраморным ступеням дворцов затопают подбитые гвоздями сапоги хамов. Это не мои слова. Это слова русского писателя сатирика Аркадия Аверченко, уроженца Одессы, своим творчеством развенчавшего и осудившего новых хозяев «Южной Пальмиры» - сыновей вчерашних биндюжников, торговцев и бандитов.

Одесса Дюка Ришелье и Пьера Ланжерона ушла в прошлое. На смену пришла Одесса Мишки Япончика и Бабеля, Ильфа и Петрова. Новые хозяева принесли новый уклад, новые нравы и главное сформировали новую общность людей, объединенных одним национальным признаком «принадлежностью к жемчужине у моря». В употребление прочно вошло словосочетание «коренные одесситы». Кто это такие и в чем особенности новой общности? Особенностей достаточно, но мы остановимся на одной, умело и любовно выписанной «коренными одесситами» Ильфом и Петровым в романе «Золотой теленок». Помните визит зиц-председателя Фунта, как он представил себя Остапу Бендеру. Удивленный Остап не сразу сообразил, что перед ним сидит человек, который зарабатывает на жизнь тем, что сидит в тюрьме за преступления других. Сидит за деньги, которые эти другие ему платят. Такую профессию могли выдумать только в Одессе XX века. Маленький, но выгодный гешефт, причем самый невероятный, это и есть главная особенность «коренных одесситов» Тот же Остап любил повторять, деньги лежат у вас под ногами, нужно только уметь поднять их.

Умения поднимать с земли денежные знаки «коренным одесситам» не занимать. В этом случае они все до единого  академики. Умение приспосабливаться к новым условиям, а еще точнее создавать эти условия для себя и под себя. Это уже сроднее искусству. Причем, нужно обозначить главное в данном умении: облечь элементарное желание сделать деньги в удобоприятную форму идеологических и творческих изысканий. И это – тоже искусство. И, наконец, немаловажный фактор успешности в жизни и финансах «коренных одесситов». Фактор этот – в простом предложении из «Катехизиса еврея в СССР», и он гласит: «евреи помогайте друг другу, даже если ненавидите друг друга». Ненависть, неприязнь возникают,  если гешефт одного «коренного одессита» больше гешефта другого. Но все разрешается словами еще одного героя романа «Золотой теленок» Михаила Самуиловича Паниковского. Его слова – волшебная «сим-сим» в отношениях «коренных одесситов» между собою: «Шура, мы же с вами интеллигентные люди».

Когда в конце 20-го века на территории некогда единого СССР начала утверждаться свобода во всем: от свободы выбирать до свободы не участвовать, «коренные одесситы» развернулись вовсю, они стали поднимать с земли лежащие там деньги. Тогда-то одна из групп творчески настроенных молодых людей, художников решила дружно покреститься. Что и осуществили в одном из храмов МП. Крестились – окроплением. Патриархийный священник как-то забыл, а может просто и не знал, что для евреев в Уставе Русской Православной Церкви предусмотрен особый чин выкрещивания. В этом чине желающие принять Святое Крещение должны отречься от Талмуда. Им читаются заклинательные молитвы. Почему принят данный чин? Да потому что дух евреев на корню убивает веру, имеется ввиду Святая Православная вера. Евреем нужно отречься от своего народа, своего племени, перестать быть тем, кем они есть. Ведь само определение «православный еврей» звучит как, православный христопродавец. Ведь именно на еврейском народе лежит несмываемым грехом убийство Бога. Этот страшный грех наложил каинову печать на народ еврейский. В характере истинного еврея запечатлелись все пороки и страсти низменной человеческой души.

И снять эту печать можно, только возненавидев в себе евреев. Крещение это только освобождение от власти первородного греха, прощение грехов личных и дарование благодатной помощи для духовного совершенствования. Но отнюдь не исправление и, тем более не освящение человека (то есть, крещение не делает человека святым. Прим. Редакции). Этого он должен достигнуть сам. И крестившийся еврей не может тотчас изменить свою психологию, избавиться от привычек и навыков. Тем более над ним висит страшное проклятие. Врожденное сознание собственной исключительности, избранности и превосходства зачастую не покидает еврея и после крещения. Неспроста в русском языке много поговорок типа «жид крещеный, что вор прощеный». А если крещение совершенно не по Канонам Святых Апостолов троекратным погружением, то что можно сказать о «крестившихся» коренных одесситах? Стали он крещенными, православными, верующими или остались теми, кем были? В одном из своих рассказов великий русский писатель Николай Лесков приводит пример еврея, который крестился пять раз. Ибо за каждое крещение ему платили пятьдесят рублей. Этот пример из той же серии «деньги лежат под ногами, нужно только уметь поднять их».

В нашем случае «крещение» группы коренных одесситов привело к неожиданному исходу. Через некоторое время они дружно, наплевав на непроданные картины, подались в православное священство! Причем, в разные юрисдикции. Один их них пошел в РПЦ МП и сейчас стал известен на всю православную Россию, как игумен АВРААМ Рейдман. Второй уехал служить в Американскую Православную Церковь. Третий, Михаил Пашковский со товарищи пошли в РПЦЗ. Сейчас «коренной одессит» Михаил Пашковский известен в православном мире, как «правильный епископ» Симферопольский и Крымский АГАФАНГЕЛ. Почему мы берем в кавычки слово «правильный»? Да потому, что правильность владыки Агафангела началась от правильности его «патриархийного крещения». Друзья разошлись по юрисдикциям, но помните заповедь коренных одесситов: «помогайте друг другу даже, если ненавидите друг друга». Ниже мы расскажем, как эту заповедь свято чтут сегодняшний антипатриархийнй правильный епископ Агафангел и его патриархийный земляк Аврааам игумен. Это будет ниже.

А пока, опять в прошлое. В 90-х годах, православная Одесса с только-только начавшими открываться храма ми, была взбудоражена небывалым событием: в ней поселился катакомбный архиепископ Лазарь. Из катакомб, значит против Советской власти и ее ручной организации РПЦ МП, значит истинный. Переезд владыки Лазаря из Обояни в Одессу - загадочная история. В Одессе до приезда владыки Лазаря не было, как принято говорить, ни объективных, ни субъективных причин для существования и нормального функционирования прихода, а тем более местожительства катакомбного епископа. В Советские годы Одесса, портовый город, Одесса, дававшая диссидентов, стояла на особом учете у советских спецслужб. Разрешить приезд и проживание и возможность служить катакомбному епископу - это дорогого стоит. И с точки зрения проживания и места, где возможны службы и главное - паства. Тогда еще не было достаточной литературы для верующих людей, рассказывающей о катакомбной Русской Церкви. А уж о РПЦЗ и говорить не стоит.  Ярлык «агенты ЦРУ» ставили сразу все на свои места. Тем не менее, владыка Лазарь покидает Россию, которая на долгие годы остается без епископского окормления и приезжает в Одессу. Без всяких препятствий прописывается официально, покупает дом и открывает приход в центре Одессы. Было ли это чудом Господним? О чудесах в Лазаревской Одессе сейчас пишут много те, кто непосредственно этих чудес не мог видеть по причине их неприсутствия и нежительства в Одессе. Рядом с приехавшим владыкой Лазарем было несколько человек. Среди них сразу же появились и коренные одесситы неофиты, одним из которых и стал Михаил Пашковский, будущий епископ Агафангел. С ним были его сотоварищи.

Вот их-то и нужно назвать законными «сотворителями» чуда создания центра ИПЦ в Одессе. Чудотворения Михаила Пашковского и иже с ним заключались в словах-требованиях, адресованных владыке Лазарю: «Я готов помочь, но за это хочу стать священником!». Об этом рассказывал сам владыка. При этом он горько сетовал, что был нагло обманут: Михаил Пашковский не сказал о наличии у него жены и дочери, подданных Израиля (имеется ввиду государство Израиль).

Михаил Пашковский ставил условие: в обмен на его помощь быть рукоположенным в иеромонахи. Простым монахом он не собирался быть, только иеромонахом. Союз между владыкой Лазарем и коренным одесситом Михаилом Пашковским был заключен, и вскоре начали «происходить чудеса». Власти и «органы» владыку Лазаря словно не замечали, будто его и нет. В центре Одессы, на Французском бульваре общине ИПЦ был передан старый греческий храм. Одесситам никто не препятствовал посещать службы. И люди шли в ХРАМ. Как нам рассказывал очевидец тех далеких 90-х, людей было много. В Одессе люди читающие, больше того, они на собственном опыте убедились в политике церковной иерархии МП. Тогда как раз разгорелся скандал с правящим епископом Лазарем (не путайтесь с архиепископом Лазарем (Журбенко), речь идет о патриархийном епископе Лазаре). Скандал состоял в том, что правящий архиерей МП стал на сторону создания независимой от МП Украинской автокефальной Церкви. Это подорвало авторитет священноначалия МП среди верующих людей в русскоговорящем большинстве, и способствовало тому, что многие их них устремились во вновь открытый приход Истинной Православной Церкви. Вот это и было тем чудом Господним, когда люди в большинстве стремились к истине и становились прихожанами ИПЦ. Казалось, для владыки Лазаря (Журбенко) и его канцелярии создавались прекрасные условия для проповеди истинного православия. Увы, люди не услышали этой проповеди. Взамен они увидели лица столь знакомых им коренных одесситов и очень скоро стали слышать об их делах, которые никак не вязались с надписью перед входом в храм: Истинная Православная Церковь. Среди православных людей некоренной одесской национальности много по-настоящему, искренне верующих людей. Они шли к истине, а в результате увидели в храме ИПЦ лица тех, чьих сородичей они хорошо знали по одесскому рынку «Привоз». Очень скоро многие из них, узнав о неладах и откровенной ненависти между клириками ИПЦ, уйдут назад в МП. А сами МП-шные пропагандисты умело используют пребывание Михаила Пашковского в рядах ИПЦ, развязав на радио и телевидении кампанию по дискредитации ИПЦ через личность, как выразился один из рупоров МП в Одессе Городенцев,  хорошо известного им Миши Пашковского.

К владыке Лазарю претензий было мало. Да и видели его редко. Лицо ИПЦ в Одессе ассоциировалось с лицом коренного одессита Михаила Пашковского, который очень быстро стал иеромонахом, а затем игуменом. Иеромонахом без паствы, игуменом без монастыря. В своих рассказах ныне покойный владыка Лазарь сожалел, что не распознал, хитрость Пашковского. Было ли это сожаление искренним?

С трудом верится, если учесть, как быстро стал вчерашний неофит Михаил Пашковский епископом  Агафангелом.

Дорогие о Господе братие и сестры вы, наверное заметили, что мы постоянно употребляем аббревиатуру ИПЦ и опускаем «юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ». И это не случайно. Владыка Лазарь, получив каноничную хиротонию от Архиерейского Синода РПЦЗ, вспоминал о своем подчинении тому Синоду только перед вылетом за границу. То же самое и его канцелярия, главным действующим лицом которой становился неофит игумен Агафангел. Вот конкретный пример. Номер 1-ый "Вестника ИПЦ" издания Русской Истинной Православной Церкви, 1994 год. В нем: Рождественское послание владыки Лазаря, архиепископа Тамбовского и Одесского. Материал о кончине архиепископа Антония Женевского и Западно-Европейского. Информация о поездке преосвященного Лазаря на Кубань. Журнальчик еще маленький. На предпоследней странице - официальный раздел, где черным  по белому:

Одесская епархия Русской Истинной Православной Церкви (бывшей с 1927 г. в катакомбах) официально зарегистрирована на Украине /регистрационное свидетельство№ 356 от 18 июня 1993 года/.

В епархиальном Уставе сказано:

1. Русская Истинно Православная Церковь является самостоятельной частью некогда единой (до 1927 года) Поместной Российской Православно Церкви.

2. Юрисдикция Русской Истинно Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, исповедующих Русскую Истинно Православною Церковь законной преемницей Поместной Всероссийской Православной Церкви, проживающих на территории Украины, а также на добровольно входящих в нее православных, живущих заграницей.

3. Русская Истинно Православная Церковь осуществляет свою деятельность: на основе: а) Священного Писания и Священного Предания, б) догматов, канонов, правил Св. апостолов и Св. Вселенских Соборов и П местных, в) постановлений Поместных Соборов Российской Православной Церкви, Указов Св. Патриарха Тихона и постановлений высшей Церковной Власти, бывших до разделения 1927 года.

4. Административно-каноническая отделенность Русской Истинной Православной Церкви от других частей Русской Православной Церкви предусмотрена Указом № 362 Св. Патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 года и посланием Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Агафангела от 5/18 июня 1922 года о самоуправлении епархий.

5. В случае образования нескольких Епархий юрисдикции Русской Истинной Православной Церкви образуется Священный Синод, состоящий из Правящих Архиереев, и избирается Первоиерарх, являющийся постоянным председателем Священного Синода, который вступает в управление Русской Истинной Православной Церковь в соответствии с п. 3 настоящего Устава».

Мы намеренно привели полный текст официального документа. Ибо в нем напрочь отсутствует всякое упоминание о РПЦЗ, хотя начиная с начала девяностых годов и владыка Лазарь, и владыка Вениамин, являлись членами Архиерейского Синода РПЦЗ, ездили на Соборы, принимали денежную помощь от РПЦЗ, молились вместе с архиереями РПЦЗ, брали благословение и материальную помощь от Первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия. Но при этом откровенно лгали, зарегистрировав свою организацию абсолютно отдельно от РПЦ3.

Приведенный документ, в котором деятельное участие, если не основное, принимал будущий епископ Агафангел, тогда уже иеромонах, опубликован за несколько месяцев до следующего документа, появившегося в «Вестнике ИПЦ» 5/18 марта 1994 года. Именно в этом номере «Вестника ИПЦ» после поздравления правящего архиерея Лазаря, Тамбовского и Одесского, верным чадам был представлен документ о создании Высшего Временного Церковного Управления Русской Православной Церкви. Мы не станем его приводить дословно, столько в нем откровенной лжи и цинизма, но, кто усомнится в его существовании, тому можем предоставить полный текст. Скажем только, что в нем обвиняются архиереи РПЦЗ, которые, якобы вмешиваются в дела преосвященных в России.

Тот же владыка Берлинский Марк. Ему ставится в вину, что де в письме к Арцимовичу непочтительно отозвался о русском народе , называя его нечистью, и что  сослужил с клириками экуменических церквей.

Синод РПЦЗ якобы оскорбительно относится к Российским Преосвященным, назначая представителей в России, а самих Российских Архиереев отправляя «за штат» и на «покой». Откровенным цинизмом веет от этого документа. Синод РПЦЗ обвиняют те, кто втихомолку зарегистрировал свою организацию абсолютно независимой и чуть ли не единственной «правильной Российской Церковью». Такой цинизм не свойственен  русским, им сполна обладают только коренные одесситы. Именно они с начала девяностых годов откровенно «давили» Архиерейский Синод РПЦЗ, обманывали и лгали. Ведущим действующим лицом в этом обмане был «правильный иеромонах» Агафангел, который именно в марте 1994 года становится епископом Симферопольским, викарным епископом Одесской епархии. Лжецам срочно нужны были новые владыки, чтобы реализовывать свое «право на создание Священного Синода». Активно участвуя во лжи и расколе, иеромонах Агафангел при наречении его во епископа Симферопольского заявляет, что «архиерей есть пастырь, то есть он не сам по себе, а за ним стоит множество людей. И если он впадает в ересь или раскол, как мы знаем из историй Церкви, погибает не только сам, но и вся его паства, которая следует за ним подобно тому, как слепой поводырь ввергает в яму себя и идущих за ним».

 Смотрел ли при этом новый «владыка» в глаза «старого» владыки Лазаря? Или скромно потупив глаза, смиренно принял архиерейство из лживых епископских рук. Вопрос: соответствовала ли хиротония во епископа иеромонаха Агафангела Святым Канонам, думаем, ставить не стоит. Там, где ложь, там нет Христа. Обманом получив каноническую хиротонию от Архиерейского Синода РПЦЗ владыка Лазарь тем же средством  пользовался всю жизнь. Не правда ли точь-в-точь по пословице, «каков поп, такой и приход». И все же в случае с «хиротонией» иеромонаха Агафангела во «Епископа» Владыка Лазарь совершил серьезную ошибку. Он забыл, что находится на «канонической территории», то есть среди коренных одесситов - соплеменников «нового» епископа. Которым он, пришлый, абсолютно не нужен. Последующие события подтвердили, что целью коренного одессита Миши Пашковского и стоящих за ним, было получение епископской власти. Очень скоро из «Вестника ИПЦ» совсем исчезнет упоминание о владыке Лазаре. Там будет безраздельно властвовать «владыка» Агафангел, Симферопольский и Крымский. При этом, проживая в своей одесской квартире и шествуя по городу в цивильной одежде.

«Владыка» Агафангел вскоре раскрутит «Вестник ИПЦ» при финансовой помощи Архиерейского Синода РПЦЗ, который нагло обманывал со своим крестным владыкой Лазарем. Но после опубликования отступнического документа о создании Временного Высшего Управления Российской Православной Церкви, осуществленного в Одессе несколькими коренными одесситами, произойдет самое неприятное для нового епископа. Архиерейский Синод запретит владыку Лазаря в служении, не признает совершенную им хиротонию. Одесситы испугаются не прещения Синода РПЦЗ, на него им, мягко говоря, наплевать, они-то знают, что всегда были самостоятельными. Они испугаются  «волн» от этих запрещений.

 А эти волны: прекращение денежной помощи и, главное, потеря авторитета, как единственных представителей свободной Церкви в России. Одесситы поймут, что переусердствовали и начнут каяться. Только епископ Валентин окажется по-своему честен и уйдет в «открытое плавание».  Владыка Агафангел «смиренно» снимет с себя епископскую панагію,  посыплет голову пеплом, и станет ждать прощения со стороны Синода РПЦЗ. При этой разорвет всякие отношения с владыкой Лазарем. Они станут злейшими врагами. Очень скоро об этом узнают в Одессе, и это окончательно «добьет» авторитет катакомбной Церкви. Оба владыки, прикрываясь священным названием, не имея никакого отношения к многострадальной катакомбной Русской Церкви, своими сознательными действиями выставят ее на посмешище в Одессе. И перед кем? Перед коренными одесситами, чьи деды, отцы, бабки и матери, ожесточенно уничтожали всех, кто принадлежал к катакомбной гонимой церкви. И за это им  нет прощения!

Владыка Симферопольский Агафангел и владыка Одесский и Тамбовский Лазарь, живя в одном городе, станут видеться только за океаном, во время Соборов Архиерейского Синода РПЦЗ. Их простят и вернут не только доверие, но и признают каноничной хиротонию владыки Агафангела. Кто стоял за принятием такого решения? Наверное те, кто надоумил коренного одессита Михаила Пашковского пойти во христианство. «Правильный» епископ Агафангел учтет свои ошибки. Лишившись своей паствы, тех верующих русских людей, которые шли в храм на Французском бульваре, шли за Истиной, а получили склоки, ложь и фальш, он не станет унывать. Как и владыка Лазарь. Сан при нем, а значит можно жить дальше. Жить во лжи. И орудием лжи, «правильный» епископ умело сделает уже упоминавшийся «Вестник Истинной Православной Русской Церкви». С серенького бюллетеня он превратится в толстенький журнал с цветной обложкой. Вот только к Истинной Христовой Церкви он не будет иметь никакого отношения. Потому как с самого начала создан на лжи.

Откройте на выбор любой номер журнала и внимательно вчитайтесь в опубликованные материалы. Бросается в глаза отсутствие четко выраженной стратегии печатного издания. Если это, как явствует из названия, «Вестник ИПЦ», то и пишите об ИПЦ, ее истории, людях, сегодняшнем дне. Но даже упоминания о главном в иерархии ИПЦ владыке Лазаре не встретишь на страницах журнала. А кто как не он мог бы рассказать об истории ИПЦ. Сколько лет среди катакомбников. Разве не интересны были бы рассказы о том, каким образом у него очутились многочисленные святые реликвии катакомбных христиан? О его «отношениях» с катакомбными, настоящими, а не мнимыми подвижниками: о. Никитой Леханом и о. Михаилом Рождественским. Вместо этого набор материалов, но не безсистемный, о нет. Четко продуманный. Зачем подвижники катакомбной церкви, если есть иерархи РПЦЗ? В анфас и профиль, в том числе и столь нелюбимый в прошлом владыка Берлинский Марк. А рядом с иерархами РПЦЗ перепечатанные материалы о «голубых» в Московской патриархии из «Комсомольской правды». Впечатление, что выходящую миллионными тиражами «Комсомольскую правду» не читают на территории бывшего Советского Союза, а тысячный «вестник» владыки Агафангела, так правильнее и честнее называть этот журнал, читают во всех уголках. Но соль то в том, что на интересы отечественных читателей  издателю было наплевать. «Вестник» был рассчитан на Запад, прежде всего на Синод РПЦЗ. Именно оттуда давали деньги на его издание. Именно по нему владыка Агафангел умело формировал мнение о себе, как деятельном епископе, не в пример старому и «пугливому» владыке Лазарю.

Вот только, почему не поинтересовались владыки РПЦЗ о регистрации ИПЦ, официальный документ о которой мы приводили, где о юрисдикции Синода РПЦЗ  и слова нет. Впрочем, их вполне устраивало упоминание об этом в самом журнале. Вот так, коренной одессит, «правильный» епископ Агафангел создавал себе имидж настоящего, подлинного борца с МП. Его непримиримость к МП наглядно видна на серии материалов, обличающих уличенного в гомосексуализме бывшего Екатеринбургского архиерея Никона. Несколько номеров печатали эти материалы. Вот только вопрос, кто поставлял эти материалы в «Вестник», если вся патриархийная пресса молчала, а светская пресса питалась полуфактами. Да и в глазах верующих людей, какой авторитет в вопросах веры и действия священнослужителей могут иметь материалы, печатающиеся на страницах желтой, откровенно антихристианской прессы? «Вестник» эти материалы имел. И неспроста.

Печатание обличительных материалов в журнале с титлом Истинной Православной Церкви, к тому же имеющего и простых и непростых читателей за рубежом, - а кто не знает, сколь много значит в России зарубежное общественное мнение - во многом  помогали и помогли противникам владыки Никона, обвинявших его в гомосексуализме. (Известны факты борьбы Никона против жидовского клана в Екатеринбургской епархии МП. Вполне возможно, что он проиграл эту борьбу и получил кличку содомита, таковым не являясь. Редакция оставляет за автором право иметь свою точку зрения по этому вопросу. Прим. Редакции). А знаете, кто был его главным противником и обличителем? Игумен Авраам (Рейдман), коренной одессит, друг «правильного» владыки РПЦЗ Агафангела. Не поленитесь, посмотрите на начало статьи, где говорится о катехизисе коренных одесситов. Катехизис в действии. Разоблачая епископа МП, владыка Агафангел помогал своему другу игумену МП. Формировал за рубежом столь нужное общественное мнение. Вот и весь МПшный настрой владыки Агафангела.

Когда настали первые годы ХХІ столетия, стали известны трагические решения и события в РПЦЗ, «правильный» епископ Агафангел не пошел за своим «учителем» владыкой Лазарем в отделение от РПЦЗ. Он не стал повторять своей ошибки. К тому же, главными в окружении владыки Лазаря стали «коренные москвичи» братья Алферовы. Интересы «коренного одессита» разошлись с интересами «коренных москвичей». К чему плыть на корабле, где одни капитаны и нет даже гребцов (это о нынешней РИПЦ). Уж лучше оставаться «правильным» епископом. Против раскольников с владыкой Лавром. А затем  уже и против владыки Лавра, с самим собой.

Неподписание владыкой Агафангелом  документов Синода РПЦЗ Лавра о соединении с МП, это четкое осознание того, что в новосоединенных структурах ему места не будет. В МП дисциплина железная, да и традиции. Кому нужен комнатный епископ с одесской пропиской, ни дня не живший в монастыре? Вот и разыгрывается карта «противника» унии с МП. Кто еще не убежден, могут обратиться к нам, мы готовы предоставить массу документов из церковной жизни, где стоит подпись «правильного» епископа Агафангела. Документы эти часто взаимоисключающие друг друга.

Пресс центр - аналитического объединения "ПРАВОСЛАВНЫЕ". Украина. Одесса 2007 год.