Вопросы и ответы. Часть 3-я
Продолжение публикации наиболее интересных вопросов и ответов, собранных Архиеп. Аверкием (Таушевым) и опубликованных в свое время на страницах «Православной Руси».
Задачей архиеп. Аверкия было отвлечь людей от попыток разрешать возникающие церковные и вероучительные вопросы по своему разумению, и приучить их искать ответы на эти вопросы в учении Св. Церкви.
- Допустимо ли фотографировать, снимать фильмы и пр. в храме?
- Допустима ли запись Богослужения или молитв?
- Должны ли священники поминать помянники во время обедни?
- Можно ли сокращать церковные Богослужения?
- Почему 2-ая песнь канона употребляется только на великопостной службе?
- Когда надо делать коленопреклонения во время Божественной литургии?
- Когда женщине не разрешается посещение храма?
- Если нет священника, что делать в случае смерти?
- Могут ли жертвователи указывать, что делать с их дарами?
- Могут ли дары быть возвращены жертвователям?
- Когда тушится свет на всенощном бдении и Божественной литургии?
- Когда кладут поклоны при пении «Честнейшую Херувим»?
ВОПРОС 25: Допустимо ли фотографирование отдельных моментов богослужения, снимания фильмов с богослужений, св. таинств, напр. крещения, освящения плодов, разных помещений, жилых домов?
ОТВЕТ: Фотографирование храма допустимо вне совершения в нём богослужения. Позволительно также фотографирование процессий и молений на открытом воздухе. Совершенно недопустимо производство фильмовых съёмок в храме во время божест. Литургии, а равно и фильмов совершения св. таинств. По смыслу самого слова «таинство», особенно в отношении Литургии, наблюдать совершение таинств могут лишь те, кто участвует в данном богослужении молитвенно. По канонам Церкви не должны наблюдать совершение главной части Литургии иноверцы и оглашенные, готовящиеся к крещению. Если этот закон и нарушается, нарушение не даёт права идти дальше, делая таинство предметом фильмовой картины.
ВОПРОС 26: Допустима ли запись богослужения и отдельных молитв на граммофонную пластинку или иного рода плёнку?
ОТВЕТ: Запись на звуковую пластинку последовательного совершения божеств. Литургии, а равно и других таинств церковных не должна иметь места по той же причине, что и производство фильмовых снимков: здесь происходит профанация «тайны церковной». При этом происходит искажение смысла Литургии и св. таинств: во время их совершения молитвы и слова священнодействия сопровождаются невидимым, тайным действием благодати Божией; при звуковом же воспроизведении с пластинки эти молитвы и слова теряют свой прямой смысл, так как при этом не совершается та тайна, ради которой они произносятся.
Что касается звукового воспроизведения других чинопоследований – вечерни, утрени и т. д. – то и оно никак не может быть рекомендуемо. Общественная молитва обособляется по самому своего существу от домашней, частной, личной. Она обычно совершается в храме. Она может быть совершаема и вне храма, по каким-либо обстоятельствам, к тому побуждающим, но она и тогда продолжает быть «общественной», будучи совершаема по определенному чину лицами, к тому призванными. Механично перенести в любую обстановку, записью звуковой запечатленное, общественное чинопоследование – значит нарушить его природу и, вообще, создать что-то искусственное, никак не умещающееся в чин церковный. Это ни частная молитва, ни молитва общественная – вообще уже не «молитва», как живое обращение человеческой души к Богу, а безличное её воспроизведение. Можно чинопоследования церковные совершать дома, в тех их частях, которые то допускают – в этом не только нет греха но, за отсутствием возможности пойти в храм Божий, то дело святое. Но делать предметом слухового восприятия некогда в храме совершённое чинопоследование – противно духу церковности. Что же сказать о тех случаях, когда воспроизводима будет церковная молитва в обстановке, далёкой от благочиния – чего никак не избежишь, поскольку предметом широкого употребления станет соответствующая запись? Вот почему надо очень предостеречь против соблазна звуковой записи чего бы то ни было, происходящего под сводами храма. Помнить надо ещё и то, что самый процесс записи богослужения нарушает целомудрие молитвы: как можно молиться, зная, что тебя «записывают»? А если это делается потихоньку, крадучись – то в этом уже свидетельство незаконности содеваемого. А какой соблазн для священнослужителя потом слушать себя, «молящегося»!
Что же касается отдельных песнопений, напетых хором вне богослужения, то принципиально она не вызывает возражений.
ВОПРОС 27: Должны ли священники поминать помянники во время обедни, так как одни поминают, а другие нет?
ОТВЕТ: Помянники о здравии и о упокоении должны поминаться на проскомидии, и это поминовение имеет главнейшее и существеннейшее значение для поминаемых, ибо вынимаемыя за здравие и упокой частицы погружаются при окончании Божественной Литургии в Кровь Христову со словами «Отмый, Господи грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». поминать, сверх этого, все эти имена, если о том не было нарочитой просьбы подавших поминание, на самой литургии, за ектинией не следует , ибо от этого внимание молящихся утомляется и отвлекается от сосредоточенного молитвенного участия в главной евхаристической части Божественной литургии.
Совершенным произволом, противным самому духу нашего церковного устава, является вставка за воскресной и вообще праздничной литургией заупокойной ектении и пение каких бы то ни было заупокойных песнопений, как, напр., «Со святыми упокой» или «Вечная память». Для этого существуют специальные заупокойные литургии в дни так называемых «родительских суббот». «Заупокойной» может быть литургия и в любой будничный день, когда нет никакого праздника, предпразднества или попразднства, и когда по уставу в конце всех положенных тропарей и кондаков, после малого входа, поётся на «Славу» «Со святыми упокой».
Почему в праздничные дни неуместно гласное поминовение усопших за Богослужением, прекрасно объясняет наш выдающийся и высокоавторитетный канонист Матфей Властарь, автор известной «Синтагмы», который говорит так: «в Господские праздники не благочестиво поминать, умерши и не благолепно совершать память мучеников. Ибо когда торжествуется царская победа, тогда нет обычая плакать о падших на брани».
Ввиду этого 169-ое правило Номоканона при Большом Требнике гласит: «В дванадесятодневном (то-есть в период времени между Рождеством Христовым и Богоявлением), в первую седмицу Четыредесятницы, и в Великую Седмицу (то-есть Страстную), и в Светлую Неделю, в недельные (то-есть воскресные) дни, и в великие праздники, помины не бывают: прочее же всё лето поминаются православные христиане».
Этим сила и значение моления за усопших нисколько не умаляются, ибо за проскомидией усопшие поминаются ежедневно в течение целого .года, а поминовение за проскомидией и есть как мы уже сказали самое важное и существенное. Соединять же торжественные, ликующие воскресные и праздничные песнопения с заупокойными в одном Богослужении само по себе звучит каким-то диссонансом, не говоря уже о прямом запрещении Церкви это делать. Характерно в этом отношении и поучительно для нас то, как поступил в подобном случае высоко-авторитетный для нас приснопамятный Московский святитель Митрополит Филарет. Получив в субботу вечером известие о смерти своей любимой сестры, он в воскресение пишет письмо своим родным, в котором говорит: «сегодня (то-есть в воскресение) помянули мы почившую тайно. а завтра будет открытое поминовение» (Письма к родным № 247).
Пример нашего великого святителя – урок для тех священнослужителей, которые в нарушение церковного устава вставляют на воскресной литургии заупокойную ектению, да еще с поминовением громадного количества имён, рассеивая этим молитвенное внимание молящихся.
ВОПРОС 28: Современная эпоха являет нам никогда не бывалые ранее на Руси самочинные сокращения церковных Богослужений. Вошло уже в прочное обыкновение, например:
1) Не вычитывать всех тропарей между песнями канона на утрени,
2) Первый час начинать псалмом 100-ым («Милость и суд воспою Тебе, Господи»), совершенно опуская первые два псалма: 5-ый (Глаголы моя внуши, Господи) и 89-ый (Господи, прибежище был еси нам в род и род),
3), Не петь совершенно на Божественной литургии св. Иоанна Златоустого в обычные воскресные дни 2-ой антифон – псалом 145-ый: Хвали, душе моя, Господа, ограничиваясь только приданной антифону песнью – «Единородный, сыне и Слове Божий, безсмертен Сый»,
4) Не придавать должного значения чередованию гласов, чередованию чего исполняются не положенные дню прокимны.
Это только то, что бросается, в глаза почти каждому православному человеку во время Богослужения. Не говоря уже о том, что эти сокращения умаляют и суживают круг присущих церковной службе молитвенных восприятий, они отнимают также от неё известную долю благолепной торжественности, так как порождены, главным образом, очень непохвальным желанием поскорее оставить храм. И если о сокращениях вечерних служб можно говорить с большой горечью, то опущение 2-го антифона на Божественной литургии в обычные воскресные дни обязано вызвать в нас справедливое негодование.
Подумать только: когда после ряда столетий существования Христовой Церкви жизненные обстоятельства поставили на решение вопрос о продолжительности Богослужений, потребовался вселенский авторитет такого великого Отца и Учителя Церкви, как Златоуст, который, ради немощей человеческих, сократил несколько Божественную литургию, а в наше безпутное время любой церковный чтец или регент церковного xора самопроизвольно проделывают всякие сокращения «ничтоже сумняся».
Имея ввиду всё вышеизложенное, прошу ответить на естественно возникающие вопросы:
1) Допустимы ли какие бы то ни было сокращения и изменения Божественных служб Православной Церкви внеканоничеким путём и, в частности, такое нарушение чина Божественной литургии св. Иоанна Златоуста, как опущение 2-го антифона – псалма 145-го: «Хвали, душе моя, Господа»?
2) Обязан ли настоятель храма, в порядке борьбы с проявлением отрицательных тенденций в духовной жизни его прихода, пресекать немедленно и самостоятельно наиболее опасные из них?
ОТВЕТ: Самопроизвольные сокращения нашего Богослужения действительно сделались язвою нашего нездорового времени. Бороться с этим злом, которое грозит подрывом духовной жизни прихожан, внося анархию в самое «святое святых», каковым является для нас Богослужение – это «дыхание души всего церковного организма» – должны совместно о. Настоятель и верующие мiряне.
Более всего, конечно, недопустимы какие бы то ни было сокращения в Божественной литургии, а в частности – недопустимо опущение 2-го антифона: «Хвали, душе моя, Господа» ( 145-го псалма).
ВОПРОС 29: С какого момента выключена 2-ая песнь канона и почему она теперь употребляется только на великопостной службе?
ОТВЕТ: Каждая из 9-ти песней канона посвящена тому или иному священному воспоминанию, заимствованному из книг Священного Писания: первая -- песнь Моисея и сестры его Мариами, воспетая в знак благодарения Богу за чудесный переход евреев через Чёрмное море: «Поим Господеви, славно бо прославися»; вторая -- песнь Моисея, в которой он обличает евреев за их неразумный ропот против Бога во время шествия по пустыне: «Вонми небо и возглаголю», третья -- благодарственная песнь пророчицы Анны, по случаю рождения сына её пророка Самуила: «Утвердися сердце мое в Господе»; четвертая -- песнь пророка Аввакума, который видел Бога, грядущего из горы приосененной чащи: «Господи, услышах слух Твой и убояхся»; пятая -- песнь пророка Исаии, возвестившего рождение от Девы Еммануила: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже»; шестая -- песнь пророка Ионы, бывшего три дня во чреве китове и потом выброшенного на сушу: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу»; седьмая -- песнь трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила, брошенных по повелению царя Навуходоносора в пещь огненную и чудесно сохранённых от пламени силою Божиею: «Благословен еси, Господе Боже отец наших»; восьмая -- продолжение песни тех же отроков: «Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки»; девятая песнь посвящается прославлению Божией Матери.
Все каноны, составленные в прославление тех или иных праздников или святых угодников Божиих, состоят обычно только из восьми песней: первой, третьей, четвертой, пятой, шестой, седьмой, восьмой и девятой – вторая песнь отсутствует. Это потому, что она носит строго-обличительный характер, вследствие чего и употребляется только в течение покаянного периода года.
ВОПРОС 30: Ввиду разногласий очень просим вас указать, когда именно надо делать коленопреклонения во время Божественной литургии?
ОТВЕТ: Устав и исконные обычаи нашей Восточной Православной Церкви вообще не знают таких «коленопреклонений», как они теперь у нас в большинстве случаев практикуются, а только – поклоны, великие и малые, или иначе – земные и поясные. Земной поклон это -не стояние на коленях с поднятой кверху головой, а «падение ниц» с головой, прикасающейся к земле. Такие земные поклоны совершенно отменяются каноническими правилами нашей Св. Православной Церкви в воскресные дни, Господские праздники, в период между Рождеством Христовым и Богоявлением и от праздника Пасхи до Пятидесятницы, а при входе в храм и прикладывании к святыням отменяются также и во все остальные праздничные дни, когда бывает всенощное бдение, полиелей или хотя бы одно великое славословие на утрени, в дни предпразднеств и заменяются поясными.
Земные поклоны за Божественной литургией, когда они допускаются по уставу, положены: при окончании пения «Тебе поем» (в момент пресуществления Св. Даров), при окончании пения «Достойно есть», в самом начале пения «Отче наш», во время явления Св. Даров при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите» и во время вторичного явления Св. Даров перед отнесением их на жертвенник при возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков».
Есть ещё обычай (который не всеми принимается) полагать земной поклон в начале евхаристического канона – тотчас по возгласе «Благодарим Господа» и при возгласе «Святая Святым».
Всякие другие поклоны, а тем более несвойственное духу Св. Православия стояние на коленях во время Божественной литургии является произволом, не имеющим для себя основания в предании и священных установлениях нашей св. Церкви, в которой всё должно совершаться «благообразно и по чину», по заповеди Св. Апостолов (1 Коринф. 14, 40).
Здесь естественна оговорка: молящийся по книге, конечно, не может лежать, павши ниц до земли, а должен поднять голову, дабы иметь возможность читать написанное в книге. Но это исключение, вызываемое естественной необходимостью, не отменяет общего и для всех православных обязательного правила о поклонах.
ВОПРОС 31: Когда женщине не разрешается посещение храма? Например, после родов, во время месячных и т. д. и есть ли какие ограничения для мужчин?
ОТВЕТ: По церковным правилам, женщина, родившая младенца, не может входить в храм в течение 40 дней до прочтения над ней особых молитв, составляющих помещённый в Требнике чин: «Молитвы жене родильнице, по четыредесятих днех». не может прикладываться к святыням и причащаться св. Христовых Таин, за исключением случая смертной опасности.
Женщина, находящаяся в состоянии месячного очищения, не может в это время причащаться св. Христовых Таин и прикладываться к святыням, а по правилам церковным и входить в церковь. Для мужчин подобных ограничений не указывается, если не наложена какая-нибудь епитимия.
ВОПРОС 32: Меня очень безпокоит вопрос: если кто из нас умрёт и нет здесь ни священника ни церкви, что делать? Допускаю, что возможно заочно отпевание, но как же молитва, которая даётся усопшему и венчик? и земля, что в гроб кладётся? И вот этот вопрос меня очень безпокоит. И ещё: можно ли на усопшем оставлять золотой крест?
ОТВЕТ: В случае, если кто-либо умрёт, и нет возможности пригласить священника, который совершил бы отпевание, допускается совершение над усопшим заочного отпевания. Чрезмерно безпокоиться о молитве, которая даётся в руки усопшему, и о венчике, – нет оснований. Обычай вкладывать в руки усопшего разрешительную молитву, как и обычай возлагать ему на чело венчик, являются чисто-местными обычаями, установившимся только в нашей Русской Православной Церкви, и не требуются церковным уставом. В Требнике указано только прочитывать над усопшим разрешительную молитву, причём она несколько отличается по своему тексту и более коротка, чем та молитва, которую у нас вкладывают в руки усопшему. Ни о вложении молитвы в руку усопшего ни о венчике в Требнике ничего не говорится.
Почему бы нельзя было оставлять на усопшем золотой крест? Это зависит всецело от воли родственников или друзей или вообще тех, которые погребают усопшего. Никаких церковных правил на этот счет не существует.
Необходимо помнить, что важнее всего для усопшего это– принесение за него Безкровной Жертвы, то-есть совершение по нем заупокойной Божественной литургии, и вообще – поминовение его, возможно более частое, за проскомидией. Об этом и необходимо стараться, а всякое другое молитвенное поминовение, по сравнению с этим, важнейшим, имеет уже второстепенное значение.
ВОПРОС 33: Дары, приносимые в храм, принимаются без всяких условий, или же, вместе с дарами, в храм вносится и единоличное распоряжение ими жертвователями, вопреки распорядку устанавливаемому храмовой администрацией?
ОТВЕТ: Всякий, кто приносит в храм какой-либо свой дар, должен знать, что он приносит этот дар Богу, а потому сам он отказывается от всяких прав на дальнейшее владение этим даром и распоряжение им. Распоряжаться им может только ответственное пред Богом лицо в храме – «приставник Божий», то-есть законно-поставленный Высшей Церковной Властью Настоятель храма.
ВОПРОС 34: Можно ли возвращать дары жертвователям по их требованию или по решению храмовой администрации?
ОТВЕТ: То, что пожертвовано в храм, пожертвовано в дар Богу, а потому не может не рассматриваться, как нечто весьма предосудительное, всякое требование возвратить это обратно.
ВОПРОС 35: Какой установлен порядок возжигания светильников (люстр) во время Богослужения на всенощном бдении и Божественной литургии? В какие моменты Богослужения люстры возжигаются и в какие тушатся?
ОТВЕТ: О возжигании светильников говорят целых две главы в Типиконе (Церковном Уставе; – 24-ая и 25-ая. Типикон, конечно, не предвидит электрического освещения, а говорит только «о вжигании свещ». Тем не менее имеются ясные указания на то, в какие моменты Богослужения должно быть менее света а в какие должно быть яркое освещение. Яркое освещение уместно только в начале всенощного бдения при пении предначинательнаго псалма 103-го, когда вспоминаются творческие слова Божии: «Да будет свет», во время вечернего входа, знаменующего пришествие в мiр Христа-Спасителя, Который был Светом мiру, и во .время пения тропаря праздника – одним словом в те моменты, когда царские ворота отверзаются, или наиболее торжественные моменты, кои естественно отмечать и ярким освещением. На утрени положено яркое освещение во время полиелея, величания Евангелия (по уставу «до скончания 3-ей песни канона»), а затем от 8-ой песни, когда поются песнопения, величающие Божию Матерь или прославляющая двунадесятый праздник особыми припевами к 9-ой песни. Это яркое освещение остаётся, по уставу, до конца Великого Славословия. На литургии полное освещение полагается по уставу, от начала чтения Евангелия до заамвонной молитвы.
Важно знать, что во время чтения шестопсалмия должно быть самое минимальное количество светильников (храм должен быть погружен во мрак) и совсем неуместно поэтому никакое яркое освещение, тем более электрическое.
ВОПРОС 36: Почему при пении «Честнейшую Херувим» на утрени перед 9-ой песнью канона некоторые кладут поклоны, а другие, даже священнослужители, стоят как вкопанные. Что говорит об этом Устав?
ОТВЕТ: Во 2-ой главе Типикона («Чин великой вечерни, сиесть бдения всенощнаго, и утрени воскресной») ясно сказано: «Покадив св. трапезу, возглашает диакон: Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим. И мы стихословим 9-ю ПЕСНЬ, поюще велегласно: Величит душа Моя Господа: и Честнейшую Херувим. Творим же и поклоны малые». Здесь подчёркнуто: «малые», потому что это воскресная утреня, на которой, как и вообще в воскресные дни, по церковным правилам, земные поклоны отменяются.
В главе же 9-ой, где излагается последование повседневной (будничной) утрени, сказано: «И мы стихологисуем 9-ую песнь, поюще велегласно: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем. Припеваем же к сему: Честнейшую херувим: с поклоны».
Отсюда ясно видно, что при всяком пении «Честнейшую» творится поклон, а кто этого поклона не творит, тот не оказывает должного почитания Пречистой Матери Божией, в честь которой поётся это песнопение.