Вопросы и ответы. Часть 1-я
В 1958 году в «Православной Руси» был открыт новый отдел «Вопросы и ответы», который вел Архиеп. Аверкий (Таушев). Отдел ставил себя задачу отвлечь людей от попыток разрешать возникающие церковные и вероучительные вопросы по своему разумению, и приучить их искать ответы на эти вопросы в учении Св. Церкви.
Редакция «Исповедника», учитывая практическую важность глубокого усвоения церковного учения каждым членов Церкви, начинает публикацию наиболее интересных вопросов и ответов, собранных Архиеп. Аверкием.
- Когда разрешаются коленопреклонения?
- Когда подавать просфоры?
- Когда Великим Постом разрешается постное масло, рыба, вино?
- Причащать ли прихожан, пришедших к половине литургии (не быв на всенощной)?
- Допускать ли к Св. Чаше не живущих в церковном браке?
- Что можно кропить крещенской водой?
- Какую пищу можно есть во время постов и в постные дни?
- При двух протоиереях, кто должен служить первым, а кто вторым?
- Какая разница между крещением Иоанновым и Христовым?
- Как понимать наименование Иисуса Христа «Сыном Человеческим»?
- Как понимает Св. Церковь предсмертные слова Сына Божия: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил»?
ВОПРОС 1: Два года тому назад я был в Детройте и обратил внимание, что во время литургии никто не становился на колени. Мне объяснили, что настоятель прихода говорил, что по воскресениям коленопреклонения не полагаются, так как воскресение – особенно торжественный день – память Светлого Христова Воскресения. Так ли это? Первый день Св. Троицы всегда бывает в воскресенье. У нас всегда читается молитва, которую священник предлагает прослушать «преклоньше колена».
ОТВЕТ: К сожалению, в наше время действительно мало кто знает о церковных правилах, касающихся коленопреклонений, а также и о том, что в воскресные дни (так же как и во дни великих Господских праздников и во всю Пятидесятницу – от праздника св. Пасхи до дня св. Троицы) – коленопреклонения отменяются. Об этой отмене коленопреклонений говорит целый ряд церковно-канонических правил. Так 20-ое правило Первого Вселенского Собора гласит:
«Понеже суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (т. е. воскресение), и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях всё одинаково было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».
Шестой Вселенский Собор в своём 90-м правиле нашёл нужным ещё раз решительно подтвердить это запрещение преклонять колена в воскресные дни, причём обосновал это запрещение тем, что этого требует «честь воскресения Христова» то-есть, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Вот это правило:
«От Богоносных Отец наших канонически предано нам, не преклоните колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение».
В этом правиле особенно характерно Выражение: «Да не пребываем в неведении». Очевидно Св. Богоносные Отцы наши не считали вопрос преклонения или непреклонения колен в день воскресный несущественным или маловажным, как это ныне многие, к сожалению, считают, игнорируя это правило: они сочли нужным особым каноническим правилом совершенно точно указать, с какого именно момента Богослужения недопустимо преклонение колен и с какого оно вновь разрешается. Согласно этому правилу коленопреклонения отменяются с так наз. «вечернего входа» на вечерне в субботу и до вечернего входа на вечерне в воскресение. Вот почему нет ничего удивительного в том, что на вечерне в первый день Св. Троицы, хотя он всегда бывает в воскресение, читаются три молитвы Св. Василия Великого с коленопреклонением. Эти молитвы и читаются, как раз после вечернего входа на вечерне, что вполне согласно с требованием вышеизложенного 90-го правила VI Вселенского Собора.
Св. Пётр, Архиепископ Александрийский и мученик, пострадавший за Христа в 311 г. по Р. Хр., правила которого включены в общеобязательный для всех верующих церковный канон и содержатся в «Книге Правил», наряду с другими правилами Свв. Отцев, в своём 15-м правиле, объясняя, почему христиане постятся в среду и пяток, в заключение говорит:
«Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшего в оный: в сей день и колена преклоняти мы не прияли»
А великий вселенский учитель и святитель Василий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской, живший в IV веке по Р. Хр., правила которого в количестве 92-х также включены в Книгу Правил и пользовались всегда особенным авторитетом и уважением, в 91-ом правиле, заимствованном из 27-ой главы его книги о Св. Духе, «К Амфилехию», весьма глубоко и, можно сказать, исчерпывающе объясняет всё значение отмены коленопреклонений в дни, когда мы празднуем воскресение Христово. Вот полностью его глубоко-назидательное разъяснение этого древнего церковного обычая:
«Стоя молитвы творим во едину от суббот (то-есть в воскресение), но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горнего, стоянием во время молитвы, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемого века. Почему яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым . И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1, 5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый, означает оный существенно единый и истинный осьмый день, о котором и Псалмопевец упоминает в некоторых написаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый, оный и нестареющий век. Итак основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в оный день молитвы в стоянии совершати дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставили в небрежении напутствия к оному преставлению. Но и вся пятидесятница есть напоминание Воскресения, ожидаемого в будущем веке. Ибо единый и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятьдесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и Оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востани, мы действуем показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко человеколюбием Создавшего нас, паки воззваны на небо. Но не достанет мне времени повествовати о неписаных Таинствах Церковных».
Надо вникнуть в смысл этого постановления церковного, чтобы понять, сколько в нем глубочайшего значения и назидания, коим в наше время многие не хотят пользоваться, предпочитая свое собственное мудрование голосу Св. Церкви. Общий упадок религиозного и церковного сознания в наши дни повёл к тому, что современные христиане как-то перестали, в большинстве своём, ощущать воскресный день, как день радости, как Пасху, которую мы празднуем еженедельно, а потому и не чувствуют, какой несообразностью, каким диссонансом с ликующими песнопениями этого дня является преклонение колен
ВОПРОС 2: Я заметил, что в разных приходах разные правила относительно подачи просфор поминальных: в одном приходе их можно подавать только до литургии, то-есть до и во время проскомидии; в других – можно подавать и во время литургии до начала пения Херувимской песни; в третьем просфоры подаются н после Херувимской песни. Существуют ли по этому вопросу какие-либо правила?
ОТВЕТ: Правильно подавать поминальные просфоры за здравие и за упокой, конечно, только во время совершения проскомидии, когда служащий священник вынимает из них частицы, читая поминания. Те, кто подают просфоры уже по окончании проскомидии, во время начавшейся литургии оглашенных, создают для священника, особенно, если он служит один, затруднения, ибо он должен отходить от престола, перед которым служит, к жертвеннику, чтобы вынимать там частицы, из-за чего может происходить замешательство в Богослужении, особенно если таких просфор много. Подавать же просфоры после Херувимской, когда Великий вход совершён и уготованные для пресуществления Св. Дары уже перенесены с жертвенника на престол, следует почитать вообще недопустимым. Поминовение живых и умерших с вынутием частиц после великого Входа (а равно и хранение оных частиц до следующей литургии) ни в каком случае не должно быть допускаемо, как действие не оправдываемое древне-христианской практикой и противное существующему Уставу в Православной Церкви (Рук. д. с. п. 1886, 52; 1887, 51; 1893, 39; Ц. В. 1887, 5; 1897, I; Ц. Вед. 1896, 18).
ВОПРОС 3: Когда Великим Постом разрешается постное (конечно) масло, рыба, вино?
ОТВЕТ: Постное масло, называемое в Богослужебных книгах «елеем», разрешается Великим Постом, по Уставу Православной Церкви, только по субботам и воскресениям. а также в праздничные дни 24-го февраля (1-ое и 2-ое обретение главы Св. Иоанна Крестителя) и 9 марта (40 мучеников Севастийских), в день чтения Великого Канона (Четверг на 5-той седмице) и в Великий Четверток на Страстной Седмице. В эти дни с елеем разрешается и вино. «Рыбы же во всю св. Четыредесятницу», говорит Устав: «Никако же дерзнем ясти кроме праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы (если только он не придётся на Страстной седмице) и Недели Цветоносия», то-есть праздника Входа Господня во 1ерусалим (Вербное Воскресение). В Лазареву субботу дозволяется вкушать икру, но не рыбу. А если Благовещение случится на. Страстной седмице, то разрешается вкушать только елей и вино, но не рыбу.
ВОПРОС 4: При предупреждении – терпимо ли причащать прихожан, пришедших в день причастия к половине литургии (не быв совсем на всенощной), или их не следует допускать совсем?
ОТВЕТ: С таким легкомыслием приступающих к великому Таинству и Крови Господней надо бороться самыми решительными мерами. В последние годы, особенно после второй мiровой войны, сильно расшаталась церковная дисциплина, и многие привыкли слишком безстрашно приступать к причащению Св. Христовых Таин, без всякого или почти без всякого приготовления, приходя в церковь, когда литургия уже началась, и требуя, чтобы священник исповедывал их во время литургии. Это совершенно недопустимо. По церковным правилам, желающие причаститься Св. Христовых Таин должны в течение целой седмицы ежедневно посещать утреннее и вечернее Богослужение, соблюдая пост духовный и телесный, и с вечера, накануне дня причащения, исповедывать свои грехи перед духовником и получить в них разрешение.
Конечно, по нынешним условиям, выполнение этого мало кому представляется теперь возможным, но всё же духовник должен требовать хотя бы минимального срока посещения Богослужений и во всяком случае – присутствия в церкви за вечерним Богослужением накануне и исповеди с вечера. Только в самых уважительных случаях можно делать исключения. Исповедывать во время совершения Божественной литургии совершенно недопустимо, ибо Божественная литургия – общее дело, в котором все должны принимать участие «едиными усты и единым сердцем» и ничем не отвлекаться в сторону своим вниманием от этого важнейшего тайнодействия в нашей Церкви. В самых крайних случаях, по уважительным причинам, можно исповедывать разве только во время пения «причастного стиха».
ВОПРОС 5: Допускать ли к Св. Чаше не живущих в церковном браке? Я знаю, что обычно таковые не допускаются, но здесь такой случай, что муж совсем не желает церковного брака и противится ему; жена же наоборот – и себя и детей желает воспитывать по-христиански.
ОТВЕТ: Православные христиане, являющиеся православными от рождения, но упорно не желающие освятить своего плотского сожительства с лицами другого пола церковным таинством брака, не должны быть ни в коем случае допускаемы к причащению Св. Христовых Таин, чтобы не причаститься «себе в суд или во осуждение».
Для православных христиан законным является только брак, заключенный в церкви и освящённый церковным венчанием. Всякий другой вид плотского сожительства для православных христиан является не более, как греховным блудным сожитием, за которое они подлежать, по канонам, отлучению от причащения Св. Христовых Таин на разные сроки в зависимости от свойства и степени греха.
ВОПРОС 6: Как быть, если попадаешь с крещенской водой для освящения комнат к православной хозяйке и, по её просьбе окропить другие комнаты, невольно попадаешь в комнаты нечестивцев, глумящихся над религией?
ОТВЕТ: Крещенской водой, как говорится об этом в примечании к чину освящения воды на Богоявление (см. январскую минею), можно кропить всё, даже «места скаредные» и «яже под ногами нашими суть». Если хозяйка просит окропить св. водой все комнаты её квартиры, то надо исполнить её просьбу, независимо от того, кто в этих комнатах живёт.
ВОПРОС 7: Какую пищу разрешено и какую пищу воспрещено вкушать во время Петрова, Успенского и Рождественского постов, а также и в другие постные дни?
ОТВЕТ: Во все посты и постные дни воспрещается вкушение так называемой «скоромной пищи», то-есть: мяса во всех его видах, молока, сыра и всех молочных продуктов и яиц. Разрешается вкушение только растительной пищи, как наименее разгорячающей кровь, и лишь в некоторые, определённые уставом дни, разрешается вкушение вина и елея (постного масла), а также рыбы. Распространенный ныне среди мiрян взгляд, будто рыбу можно всегда вкушать постом, неправилен, ибо противоречит нашему церковному уставу. Равным образом Св. Отцы строго обличали тех, которые употребляли в посты пищу, хотя, и постную, но изысканную и лакомую или предавались объедению. Истинный пост, по учению Церкви, состоит в подвиге всестороннего воздержания, а потому по-настоящему постится лишь тот, кто не только есгь постную пищу, воздерживаясь от скоромной, но и ест мало.
Устав Петрова, или Апостольского поста следующий: еженедельно по понедельникам, средам и пятницам полагается воздерживаться от рыбы, вина и елея и «сухо_ясти» (то-есть без постного масла) в 9 час по вечерни (то-есть в 3 часа по полудни); по вторникам и четвергам разрешается вино и елей; по субботам же и воскресениям, а также в дни памяти великих святых или храмового праздника разрешается вкушение рыбы.
Сходен с этим и устав Рождественского поста. В понедельник, среду и пятницу Рождественского поста запрещаются уставом рыба, вино и елей и предписывается сухоястие после вечерни; в прочие дни запрещается лишь рыба. Но вкушение рыбы разрешается по субботам и воскресным дням, а также в праздник Входа во храм Пресвятыя Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, как напр., 16, 25, и 30 ноября, 4, 5, 6, 9,17, и 20 декабря, если сии числа случатся во вторник или четверг. А если придутся в понедельник, среду и пятницу, то разрешается только вино и елей. От 20 декабря до праздника Рождества Христова, «аще и суббота и неделя (воскресение) случится, не разрешаем рыбу». В последний день Рождественского поста, или так наз. «Сочельник» – 24 декабря не полагается ничего вкушать до окончания вечерни или Божественной литургии, которая в этот день часто соединяется, с вечерней и кончается по уставу поздно, уже к вечеру По благочестивому обычаю, в этот день ничего не едят «до звезды», а вечером вкушают «сочиво», или скудное кушанье. Буквально «сочиво» означает сушёное кушанье из сухих зёрен пшеницы, гороху, чечевицы, ячменя, что едят, размочив водою -- или с мёдом или без всего. Это называется также «кутьёю». Но рыбы в этот день ни в коем случае есть не дозволено, как это практиковалось у нас кое-где, особенно в Югл-Западном крае, под влиянием католичества.
Успенский пост более строг, нежели Апостольский и Рождественский. В понедельник, среду и пятницу предписывается сухоястие, во вторник и четверг –варёная пища, но без елея, и только по субботам и воскресениям разрешается вино и елей. Лишь в праздник Преображения Господня дозволяется вкушение рыбы.
В постный день праздника Воздвиженья Креста Господня 14 сентября разрешается вкушение овощей и елея; «сыра же и яиц и рыбы никакоже дерзнем коснутися».
В день Усекновения главы св. Иоанна Крестителя -- 29 августа запрещается вкушение мясной, молочной (сырной) и рыбной пищи, а разрешается только елей и овощи.
В навечерие Богоявления – 5 января, или «Крещенский Сочельник» не разрешается вкушать мяса, сыра и рыбы, но позволяется вкушать варёную растительную пищу с елеем. В этот день, как и в Рождественский Сочельник, положено вкушать пищу лишь однажды -- вечером по окончании Божественной литургии, вечерни великого освящения воды.
Постными днями, когда не разрешается вкушать скоромной пищи, являются также среда и пятница в течение всего года, за исключением .так называемых «сплошных седмиц», когда пост в среду и пятницу отменяется. Это бывает в промежуток времени между Рождеством Христовом и Богоявлением, в неделю мытаря и фарисея, в неделю сырную (масляницу), в светлую (пасхальную) седмицу и троицкую седмицу.
Пост в среду установлен в воспоминание предание Господа Иисуса Христа на смерть Иудою, а в пятницу – в воспоминание самих. страданий и крестной смерти Его. Этот пост установлен ещё в первые времена христианства, при св. Апостолах ибо хранение его предписывается 69 Апостсльским правилом, которое гласить: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою или в среду, или в пяток , кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мiрянин, да будет отлучен.»
По уставу, пост в среду и пятницу положено хранить до вечера и вкушать пищу только однажды, но разрешается варёная пища с елеем, а в некоторых случаях и рыба, как напр. в среду преполовения и в среду отдания Пасхи.
ВОПРОС 8: В приход, где настоятелем является протоиерей, приезжает другой протоиерей, который желает принять участие в Богослужении. Кто из них должен служить первым, а кто вторым?
ОТВЕТ: Обычно предстоятельствует при соборном служении тот, кто старше по хиротонии, или кто имеет высшее церковное отличие (награду, то-есть: набедренник, камилавку, наперсный крест и т. д.), или кто ранее награждён (при равных наградах). Но НАСТОЯТЕЛЬ, при соборном служении, всегда имеет преимущество перед равным ему по сану или по награде и служит первым, хотя бы в Богослужении и участвовали старейшие его по хиротонии.
Епископ в своей епархии, настоятель монастыря в своём монастыре и настоятель прихода в своём приходе всегда служат первыми, если с ними желают служить равные им по чину, хотя бы они были старше по хиротонии.
ВОПРОС 9: Какую разницу следует видеть и понимать между крещением Иоанновым и крещением Христовым, – и по сути и по внешности?
ОТВЕТ: Очевидно Вы хотите спросить, в чём разница между крещением Иоанновым и крещением христианским?
Смысл крещения Иоаннова, как имевшего только подготовительное значение, хорошо объясняется в книге Деяний Апостольских: «Иоанн крестил крещением покаяния , людем глаголя, да во Грядущего по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса» (Деян. 19, 4). Цель этого крещения – приготовление людей к вере в «Грядущего по нем», то-есть во Христа. Это не было настоящее благодатное крещение, а лишь погружение в воде, как выражение того, что погружающийся желает очищения от грехов, подобно тому, как вода очищает его от телесной нечистоты. Христианское же крещение есть действительное благодатное очищение грешника от всех грехов его – умирание для жизни греховной и рождение в новую благодатную жизнь во Христе.
ВОПРОС 10: Как нужно правильно понимать наименование Господа нашего Иисуса Христа «Сыном Человеческим»?
ОТВЕТ: Называя Себя так, Христос-Спаситель положительно и неопровержимо утверждает Свое человечество, которое соединено в Нём с Божеством, и вместе с тем подчёркивает, что Он – Человек в самом высоком смысле этого слова, идеальный, универсальный, абсолютный человек, ВТОРОЙ АДАМ, родоначальник нового обновляемого Им чрез Свои крестные страдания человечества. Таким образом это название отнюдь не выражает одного только уничижения Христа-Спасителя, но скорее вместе с тем выражает и Его возвышение над общим уровнем, указывая в Нём осуществленный идеал человеческой природы, Человека такого, каким ему надлежит быть, по замыслу Творца и Создателя его Бога.
Одновременно это наименование должно было напоминать иудеям и хорошо известное им пророчество о Мессии, содержащееся в книге Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шёл как бы СЫН ЧЕЛОВЧЕСКИЙ дошёл до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его -- владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7, 13-14).
Называя Себя «Сыном Человеческим», Господь Иисус Христос тем самым относил к Себе это знаменательное пророчество Даниила.
ВОПРОС 11: Как понимает Св. Церковь предсмертные слова Сына Божия: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил»?
ОТВЕТ: Эти слова не были, конечно, воплем отчаяния, как это пытаются представить неверующие, а были лишь выражением глубочайшей скорби души Богочеловека. Для совершения искупительной жертвы необходимо было, чтобы Богочеловек испил до самого дна всю чашу человеческих страданий. Для этого потребовалось, чтобы распятый Иисус не чувствовал радости Своего единения с Богом Отцем. Весь гнев Божий, который в силу Божественной правды должен был излиться на грешное человечество, теперь как бы сосредоточился на Одном Христе, и Бог Отец как бы оставил Его. Среди самых тяжких, какие только можно себе представить, мучений телесных и душевных, это оставление было наиболее мучительным, почему и исторгло из уст Иисусовых это болезненное восклицание.