Вопросы и ответы. Часть 7-я
Продолжение публикации наиболее интересных вопросов и ответов, собранных Архиеп. Аверкием (Таушевым) и опубликованных в свое время на страницах «Православной Руси».
Задачей архиеп. Аверкия было отвлечь людей от попыток разрешать возникающие церковные и вероучительные вопросы по своему разумению, и приучить их искать ответы на эти вопросы в учении Св. Церкви.
73) Из чего должны быть свечи и какое нужно масло для лампад?
74) Когда и почему установлено запрещение женщинам входить в алтарь?
75) Может ли быть женщина церковным старостой или псаломщиком?
76) Когда во время проскомидии в храме епископ, какой возглас произносит пресвитер?
77) Откуда обычай возлагать св. Чашу на головы верных?
78) Как быть с лицами, живущими в гражданском браке?
79) Могут ли православные мiряне молиться по чёткам?
80) Где должен находиться священник во время пения полиелея?
81) Какие грехи подразумеваются под грехом «против Святаго Духа»?
82) Правильно ли совершать помазание освящённым елеем на всенощном бдении после прикладывания к св. Евангелию в те воскресные дни, когда литии с благословением хлебов не совершалось и когда елей, следовательно, не освящался?
83) Нужно ли переосвящать облачения после стирки или чистки (химической)?
84) Правильно ли помазывать освящённым елеем, когда праздновался полиелейный святой?
ВОПРОС 73: Из какого материала полагается возжигать свечи в церкви и какое употреблять масло для лампад?
ОТВЕТ: Согласно правилам церковным, свечи, возжигаемые в церкви, должны быть изготовляемы из чистого воска, а для лампад должно употребляться чистое растительное оливковое масло (елей).
ВОПРОС 74: Когда и почему установлено возбранение женщинам входить в алтарь?
ОТВЕТ: По каноническим правилам, не только женщинам, а и вообще мiрянам, не посвящённым в священные степени, не разрешается входить в алтарь. Алтарь есть место священнодействия, и в нём могут быть только облачённые в священные одежды священнослужители и церковнослужители – чтецы, певцы, пономари, вообще прислужники, помогающие священнику при Богослужении.
Что касается женщин, то им входить в алтарь нельзя потому в особенности, что они не могут быть посвящаемы ни в какие церковные степени, а это, в свою очередь, обуславливается их специфической физиологией.
ВОПРОС 75: Может ли быть женщина церковным старостой или псаломщиком?
ОТВЕТ: Всероссийский Церковный Собор 1917 /18 г.г. допустил избрание женщин на должность церковного старосты. Официальным псаломщиком, то-есть членом Церковного причта, женщина не может быть, ибо это должность церковнослужительская, а женщины не могут быть посвящаемы в церковные степени.
ВОПРОС 76: Когда пресвитер совершает проскомидию и в храме находится епископ, а чтец, читая часы, произносит: «Именем Господним, владыко, благослови», какой возглас должен произносить пресвитер: «Молитвами святаго владыки нашего...» или, как обычно, «Молитвами святых отец наших»?
ОТВЕТ: В присутствии архиерея произносится возглас: «Молитвами святаго владыки нашего», ибо чтец просит благословения именно у него, говоря: «Именем Господним, владыко, благослови». Когда архиерея нет, чтец говорит: «Именем Господним благослови, отче» и служащий пресвитер благословляет, призывая «молитвы сзятых отец наших», то-есть присутствующих в храме собратий своих (поскольку уставы церковные составлялись в иноческих обителях и предназначались первоначально именно для них, то тут имелись в виду собратия-иноки). Из благоговейного уважения к священному сану, издревле, обращаясь к епископу или к священно-инокам, называли их: «святый владыко», «святый отец». Таков именно смысл и в вышеуказанных возгласах на часах, полунощнице и повечерии.
ВОПРОС 77: В некоторых приходах существует обычай при последнем явлении Святых Даров, по возгласе: «Всегда, ныне, и присно, и во веки веков», возлагать св. Чашу на головы верных со словами: «По вере вашей будет вам». Откуда этот обычай, и если он законный, то почему не все его придерживаются?
ОТВЕТ: Это – просто благочестивый обычай, распространённый в Юго-Западной Руси, но не имеющий для себя оснований ни в Уставе ни в общеобязательной практике. Он не всегда безопасен, ибо при большом стечении молящихся всегда есть риск – толкнуть Св. Чашу и пролить Св. Дары.
ВОПРОС 78: Есть немало наших соотечественников живущих в гражданском браке с новыми мужьями или с новыми жёнами, после того, как их прежняя, освящённая Церковью, супружеская жизнь прекратилась по тем или иным причинам. Поскольку Церковь гражданского брака не признаёт, то такие лица, как блудно живущие, являются лишёнными благодати таинства покаяния (их не допускают к говению). Можно ли и каким порядком оформить им свой развод, а если нельзя, то как придти им ко спасению?
ОТВЕТ: Лица, живущие в гражданском браке, как блудодействующие, не допускаются к Таинству Св. Причащения до тех пор, пока не прекратят своего блудного сожития, и не понесут той эпитимии за грех, которую наложит на них их духовник. Если эти лица прежде, до своего блудного сожития, состояли в законном церковном браке, то они должны восстановить свою прежнюю законную брачную жизнь, а если это почему-либо невозможно, то должны законным образом получить церковный развод своего прежнего церковного брака и вступить в новый законный церковный брак. Для получения развода они должны подать соответственным образом мотивированное прошение о разводе в Епархиальное Управление той Епархии, к которой принадлежит тот приход, в коем они состоят прихожанами. В уважительных случаях такой развод можно получить безпрепятственно. По получении развода необходимо заключить новый церковный брак.
Живущие блудно, без церковного брака, не имеют права быть допущенными к причащению Св. Христовых Таин, как не получившие разрешения «во всех грехах своих» (а разрешения не даётся, если нет покаяния и твердого решения загладить свой грех самым делом, исправив свою жизнь).
ВОПРОС 79: Могут ли православные мiряне молиться по чёткам, как это практикуется у католиков? Кто ввёл обычай молиться по чёткам? и когда?
ОТВЕТ: Происхождение чёток церковное предание относит ко времени основателя общежительного Монашества преподобного Пахомия Великого (IV век), который ввёл чётки для неграмотных своих учеников-монахов, обязанных ежедневно произносить определённое им число молитв и поклонов. С тех пор чётки получили самое широкое распространение, как в восточном, так и в западном Монашестве, и вошли во всеобщее употребление не только среди монахов, но и среди ревновавших о благочестии мiрян. По уставу, каждый монах обязан каждодневно выполнять положенное ему число поклонов в соединении с молитвой Иисусовой («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»), а чётки, по самому своему устройству, являются весьма удобным и вместе с тем простым орудием для их подсчета. Самое ношение монахом чёток на своей руке должно постоянно напоминать ему о его главном занятии -- непрестанной молитве, которая заповедана св. Апостолом Павлом не одним монахам, а всем вообще христианам (см. I Солун. V, 17). Вот почему, по облачении новопостриженного монаха в монашеские одежды, ему непременно вручается Игуменом «вервица» (чётки) со словами: «Приими, брате, имярек, меч духовный, иже есть глагол Божий, во всегдашней молитве Иисусовой: всегда бо имя Господа Иисуса во уме, в сердце, в мысли, во устех своих имети должен еси, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»... Но к этому же непрестанному памятованию спасительного Имени Иисусова приглашаются и все ревнующие о своём спасении мiряне, ибо дух жизни о Христе у монахов и у мiрян один и тот же. Этим и объясняется, что в древней Руси чётки, под особым названием и несколько своеобразного устройства, так называемый «лестовки» (представлявшие собою длинный ремешок из кожи с кожаными же как бы ступеньками на нем) имели самое широкое употребление и у мiрян, что до настоящего времени сохранилось у наших старообрядцев. И по этим чёткам-»лестовкам» не только монахи, но и верующие мiряне, на Святой Руси любили молиться, совершая ежедневно утром и вечером своё домашнее молитвенное правило. С оскудением молитвенного духа и благочестия исчезли из употребления наших мiрян и чётки. Не нужно думать и бояться (как опасаются некоторые), что молитва по чёткам приобретает механический характер. Всякая молитва, и без чёток, может совершаться лишь механически, если молящийся не даёт себе труда творить молитву с глубоким вниманием и благоговением, побеждая свою рассеянность. А употребление молитвы Иисусовой с поклонами санкционировано нашей Церковью, указывающей в конце некоторых богослужебных книг (Псалтири с восследованием), как можно все службы церковные, в случае нужды, заменять определённым числом поклонов с молитвой Иисусовой, что трудно было бы выполнять, не употребляя чёток:
За весь Псалтирь – 6000 молитв (Иисусовых,
За кафизму едину – триста молитв, за славу – сто.
За полунощницу -- шестьсот.
За утреню – тысяча пятьсот.
За часы без междочасия – тысяча; с междочасием же 1500.
За вечерню – шестьсот.
За великое повечерие – семьсот.
За малое повечерие – четыреста.
За канон акафистов Богородице с кондаки и икосы – триста поклонов.
Тут же указывается и несколько иной распорядок с меньшим числом молитв и поклонов, взамен каждой службы.
Многие наши духоносные старцы, молитвенники и подвижники и наставники веры и благочестия, до самого последнего времени рекомендовали ревнующим о деле своего спасения мiрянам употребление чёток и даже сами дарили им свои собственные чётки «в благословение».
Вот как, например, пишет о значении чёток наш великий духовный наставник последнего времени святитель Феофан, Вышенский Затворник:
«... Когда становимся на молитву, то и минуты не пройдёт, а уж кажется, что молились долго-предолго. Это помышление не причиняет вреда, когда совершают молитву по установленному правилу, а когда кто молится, только поклоны кладя с коротенькою молитвою, то оно представляет большое искушение, и может прекратить молитву, едва начавшуюся, оставляя обманчивое уверение, что молитва прошла, как следует. Вот добрые молитвенники и придумали, чтоб не подвергаться этому самообману, чётки , которые и предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя. Употребляют их так: скажут – «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго», или «грешную» и переложат одну чёточку между пальцами; скажут так в другой раз и ещё переложат, и так далее; при каждой молитовке поклон кладут, – поясной или земной как охота, или при маленьких чёточках – поясной, а при больших – земной. Правило всё при сем состоит в определенном числе молитовок с поклонами, куда вставляются и другие молитвы, своим словом сказываемые... Сколько за какое молитвословие следует класть поклонов, у нас положено в следованной Псалтири в конце, и в.других пропорциях, – для усердных, и для ленивых или занятых. Старцы, которые и теперь у нас живут в скитах или особых келиях, – например, на Валааме и в Соловках, -- все службы таким образом справляют. Если хотите, или иногда захотите, и вы своё правило можете сим образом справлять. Но прежде потрудитесь навыкнуть справлять его, как прописано. Про всякий случай посылаю вам чёточки. Прочитав это, не подумайте, что гоню вас в монастырь. О молитве по чёткам я сам в первый раз услышал от мiрянина, а не от монаха. И многие мiряне и мiрянки молятся сим образом. И вам пригодится сие. (Из кнги: «Что есть духовная жизнь и, как на неё настроиться?» Письма Еп. Феофана. XLVII стр. 173-П5).
Характерно, что всё это святитель Феофан пишет молодой девушке из светского общества, стремившейся к духовной жизни и вступившей с ним по этому поводу в переписку.
Вот как, следовательно, должны мы, православные христиане, смотреть на молитву по чёткам!
ВОПРОС 80: Где должен находиться священник во время пения полиелея (пения: «Хвалите Имя Господне») и до чтения св. Евангелия включительно: в алтаре пред аналоем среди храма?
Одни священники во время пения «Хвалите Имя Господне» открывают царские врата и, предшествуемые свещеносцем, выносят св. Евангелие на средину храма, оттуда начинают каждение, читают на аналое положенное святое Евангелие, благословляют прикладывающихся к св. Евангелию верующих и после окончания целования уносят св. Евангелие в алтарь. Некоторые священники оставляют лежать св. Евангелие на аналое до окончания пения Великого Славословия и при пении заключительного «Святый Боже» вносят св. Евангелие в алтарь. Многие священники во время пения «Хвалите Имя Господне» только лишь открывают царские врата, не выносят св. Евангелие на середину храма, с алтаря начинают каждение, на престоле читают Евангелие и только лишь тогда выносят для целования на середину храма, а по целовании сразу уносят в алтарь. Буду очень благодарен за разъяснение, какие действия священника правильны.
ОТВЕТ: Ответить на Ваш вопрос, как и на многие подобные вопросы, касающиеся богослужебной практики, не так-то просто. В разных поместных православных церквах и даже в одной нашей Русской Православной Церкви существовало всегда и до настоящего времени существует немало различий в богослужебной практике. Поэтому не так легко сделать категорическое утверждение о правильности или неправильности того или иного богослужебного обряда. Безусловно неправильно только то, что противно духу нашей св. Православной веры, что нарушает церковные каноны и что идёт вразрез не только с буквой, но и с духом, внутренним смыслом нашего Богослужебного Устава (Типикона). Лишь с такой точки зрения подходя, можно решаться выносить суждение о правильности или неправильности той или иной богослужебной практики.
В указанном Вами случае надо прежде всего обратиться к нашему Типикону. Прежде всего надо знать, что «Хвалите Имя Господне», по Уставу не всегда поётся. «Хвалите Имя Господне», или полиелей, поётся только во бдениях великих праздников» а также на утренях тех средних праздников, в которые положено бдение или полиелей, то-есть во всех тех случаях, когда полагается петь величание празднику или святому. Что касается воскресных дней, то, как сказано в 17-й главе Типикона, «от сырныя недели даже до Воздвиженья Честнаго Креста упраждняется полиелей. По отдании же Воздвиженья Честнаго Креста Господня сыропустныя, кроме предпразднества и попразднества Рождества Христова и Богоявления .... в воскресные дни на утрени поется полиелей». Но в Русской Церкви, вопреки Уставу, крепко вошёл обычай круглый год петь полиелей.
Когда по уставу не положено петь полиелея, вместо него поются особым напевом «Непорочны», то-есть 17-я кафизма, начинающаяся словами: «Блаженни непорочнии» (что на практике в настоящее время совсем вышло из употребления), а после них в воскресные дни так называемые «Тропари по непорочных» – «Ангельский собор удивися» с припевом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим».
При начале пения полиелея или «непорочных» отверзаются царские двери, и священник с диаконом совершают каждение всего храма. Если бывает после полиелея величание празднику или святому, то каждение это начинается с середины храма, где ставится икона праздника или святого, по пропетии величания.
Нигде в Уставе мы не находим указания, чтобы Евангелие выносилось на середину храма при начале пения полиелея. Наоборот, как это ясно видно из 2-ой главы Устава, Евангелие в воскресные дни читается в алтаре, причём согласно объяснению толкователей, алтарь в это время изображает собою как бы гроб Господень, из которого раздаётся весть о воскресении Христовом. В дни же великих праздников, когда поётся величание, Евангелие читается среди народа перед иконой праздника на середине храма, и Евангелие возвещает тогда о событии праздника.
Только по прочтении Евангелия на воскресной утрени, как говорит 2-я глава Типикона, «исходит священник святыми дверьми со Евангелием, держа е при персях своих, предъидущема же его от обою страну двема подсвещникома со свещами: имея же и фелонь опущен долу, стоит посреде храма, держа святое Евангелие при персях своих, подсвещники же от обою страну. И приходит предстоятель един, и творит поклоны два, также целует Евангелие, и паки творит поклон един: (не до земли творит поклоны, но малыя, преклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и владычний праздник, и в пятидесятницу всю, колена не приклоняют). Таже и братия вся идут два два по чину, творят и тии подобне прежде два поклонения, и целуют св. Евангёлие, и паки едино поклонение, и к настоятелю поклон». По целовании же святого Евангелия осеняет ирей братию со Евангелием и входит во святый алтарь».
На практике, особенно в приходских храмах, Св. Евангелие, по изнесении его из алтаря, полагается на аналое посередине храма и остаётся там, пока все молящиеся не приложатся к нему, после чего оно относится в алтарь. Нигде в Уставе не говорится, что священник должен благословлять целующих Св. Евангелие людей, но этот благочестивый обычай весьма широко распространён в приходских храмах, и большинство верующих к нему привыкли. В книге «Последование утрени, вечерни, полунощницы», изд. в Киеве в 1861 г., сказано: «По прочтении Евангелия, иерей выносит оное на середину церкви, предъидущу ему диакону со свещею, полагает е на аналои и, целовав вместе с диаконом, отходят в алтарь. По 2-й ектении иерей исходит во храм и вносит в алтарь св. Евангелие, осеняя им из царских врат людей», надо полагать, вносит тогда, когда оканчивается целование Евангелия. Но в позднейших изданиях этой книги уже не говорится, что иерей, целовав Евангелие, входит в алтарь. Гораздо благоговейнее и благоприличнее оставаться ему при Евангелии, пока люди лобызают Евангелие, находясь как бы на страже при нём, и лишь тогда уходит в алтарь, вместе с Евангелием, когда все приложатся к нему. Это будет согласоваться и с указаниями 2-й главы Типикона, согласно коим иерей не оставляет Евангелия во всё время целования, а «держит его при персех своих».
Обращаем внимание верующих на то, как следует творить поклоны, прикладываясь к св. Евангелию, а равным образом – к св. иконам и ко всякой вообще святыне. К сожалению, теперь это мало кто знает и соблюдает, а между тем в храме всё должно быть «благообразно и по чину» (I Корне. 14, 40). Сначала полагаются два поклона (причем Устав подчёркивает, что в воскресные дни и Господские праздники, а также во весь период от Пасхи до Пятидесятницы колен не приклоняют, а потому поклоны эти должны быть малыми, то-есть следует, наклоняя голову, прикасаться рукой до земли, затем прикладываются к святыне, и в заключение делается ещё один, третий поклон.
ВОПРОС 81: Какие житейские грехи подразумеваются под страшнейшим грехом «против Святаго Духа»?
ОТВЕТ: Как это видно из Евангелия, под самым страшным грехом «хулою на Духа Святаго» (Мате. 12, 31-32) Сам Христос Спаситель подразумевал грех упорного, ожесточенного неверия, грех намеренного противления спасающей благодати Божией, которым грешили в то время книжники и фарисеи, утверждавшие, несмотря ни на что, что Христос Спаситель совершает чудеса силою князя бесовского Вельзевула.
Почему этот грех самый тяжкий и почему он, по словам Христа-Спасителя не простится ни в сем веке ни в будущем?
Потому что, если человек отвергает очевидные действия спасающей благодати Святого Духа, то неоткуда взяться у него и покаянию, без которого нет спасения: он не может покаяться. Милосердие Божие безконечно, и нет греха, который побеждал бы его. Но кто упорно отвергает самое это милосердие, кто не врит в него, кто упорно и ожесточенно противится самой спасающей благодати Божией, для того как бы нет милосердия Божия, грех его остаётся непрощённым, и такой человек погибает. Грешат этого рода грехом, между прочим, сонательные самоубийцы, дошедшие до отчаяния, почему Церковь и лишает их христианского погребения и заупокойных молитв.
ВОПРОС 82: Правильно ли совершать помазание освящённым елеем на всенощном бдении после прикладывания к св. Евангелию в те воскресные дни, когда литии с благословением хлебов не совершалось и когда елей, следовательно, не освящался?
ОТВЕТ: Для такого помазания нет никакого основания, и оно противно практике нашей Российской Православной Церкви, как и практике Восточных Церквей. Согласно нашей российской практике, священнослужитель не помазывает св. елеем, а преподаёт благословение тем, кто прикладывается к св. Евангелию, лежащему на аналое среди храма. Помазывание св. елеем бывает лишь на всенощном бденных праздников, когда совершается лития и освящение хлебов, пшеницы, вина и. елея.
ВОПРОС 83: Нужно ли переосвящать облачения после пребывания таковых в стирке или чистке (химической)?
ОТВЕТ: Если стирали или чистили их светские лица и притом неправославные, то лучше будет снова освятить их, хотя бы просто окроплением святой воды.
ВОПРОС 84: Помазание освящённым елеем на всенощном бдении после прикладывания к Евангелию в воскресные дни практиковалось в некоторых монастырях, когда праздновался полиелейный святой – правильно ли так поступать?
ОТВЕТ: Помазание освящённым елеем на всенощном бдении допустимо лишь тогда, когда была совершена лития и благословение хлебов, пшеницы, вина и елея. Если не было благословения хлебов, то каким же «освящённым елеем» помазывать молящихся, раз елей не освящался? Но есть обычай, практикуемый на Востоке, а также и у нас, помазывать молящихся елеем из лампады, возжжённой перед иконой празднуемого в этот день Святого, что вполне допустимо и уместно, как преподание благословения верующим от имени этого Святого.