Вопросы и ответы. Часть 2-я

Продолжение публикации наиболее интересных вопросов и ответов, собранных Архиеп. Аверкием (Таушевым) и опубликованных в свое время на страницах «Православной Руси».

Задачей архиеп. Аверкия было отвлечь людей от попыток разрешать возникающие церковные и вероучительные вопросы по своему разумению, и приучить их искать ответы на эти вопросы в учении Св. Церкви.

  1. Можно ли сидеть в храме за всенощной во время чтения шестопсалмия?
  2. Почему во время чтения Апостола священнослужители садятся, и можно ли в это время садиться также и мiрянам?
  3. Было ли общее соборование в Православной Церкви?
  4. Есть ли правило стоять в церкви мужчинам справа, а женщинам – слева?
  5. Какая икона должна находиться за престолом на горнем месте?
  6. Кто допускается в алтарь во время Богослужения?
  7. Когда поётся и когда читается на вечерни молитва «Ныне отпущаеши»?
  8. Полагается ли кондак по 6-ой песни канона читать или петь?
  9. Какое значение имеют священнические облачения разных цветов?
  10. Можно ли следить за Богослужением по собственному молитвеннику?
  11. Присовокуплять ли к молитве «Многая лета»: «Спаси, Христе Боже»?
  12. Если православная вера истинная, могут ли другие спастись?
  13. Является ли кощунством выступление на сцене светских лиц, изображающих духовных лиц?

ВОПРОС 12: Можно ли сидеть в храме за всенощной во время чтения шестопсалмия? Во время чтения кафизм, которые состоят из псалмов, сидеть, насколько известно из церковного устава, разрешается. Распространяется ли это разрешение и на шестопсалмие, которое тоже состоит из псалмов?

ОТВЕТ: Сидеть во время чтения шестопсалмия нельзя никоим образом (исключая, конечно, больных и немощных старцев). Устав церковный придаёт чтению шестопсалмия особенно важное молитвенное значение. Так, в 9-й главе Типикона о чтении шестопсалмия говорится: «Егда же глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати: покаяния бо псалмы исполнены суть, и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и со страхом Божиим, яко Самому Богу невидимо беседующе и молящеся о гресех наших».

ВОПРОС 13: Почему во время чтения Апостола священнослужители садятся, и можно ли в это время садиться также и мiрянам?

ОТВЕТ: Во время чтения Апостола Архиерей и все священники (но не диаконы) имеют право сидеть, «как равные Апостолам, по благодати учительства и власти Всесвятаго Духа» (Симеон Фессалон, в Толковании литургии 38). Архиерей восходит при этом на горнее место и председательствует на нём, как Начальник и Правитель Церкви ;по обеим сторонам его сидят с ним Архимандриты, Игумены, Протоиереи и иереи, как «сослужители таинств и советники в управлении вверенного ему священноначалия»; седалища их Св. Григорий Богослов именует «вторыми престолами Пресвитеров, как председателей народа и почтенного старейшинства Церкви», и все церковные писатели сии места называют «священным сопрестолием». (И. Дмитриевский - Изъяснение Бож. литургии).

Сидеть же мiрянам во время чтения Апостола никак не позволительно: они должны наоборот стоя с великим благоговением, слушать читаемое им Слово Божие, внимая ему, как бы оно исходило из самих уст апостольских.

ВОПРОС 14: Во вторник 26 марта-8 апреля на Страстной седмице у нас происходило общее соборование. Автору этих строк не приходилось видеть такого соборования. По середине церкви образован круг из тридцати-сорока человек, желающих собороваться, в центре которого находится священник, совершающий таинство. Как-то странно выглядят эти здоровые люди, стоящие с возжжёнными свечами в руках и принимающие Последнее Помазание (Extrema Unctio) с молитвою: «... и избави ны от сени смертныя».

Все это слишком необычно выглядит. В связи с этим меня интересуют следующие вопросы, ответы на которые, мне кажется, могут быть интересны для многих читателей Вашего уважаемого журнала:

1. Были ли подобного рода примеры общего соборования в истории Русской или Вселенской Православной Церкви?

2. Что по этому вопросу говорится в Церковном Уставе?

ОТВЕТ: Как учит об этом наша Православная Церковь, «соборование», или Таинство Елеосвящения есть такое Таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные (Катехизис). Таинство елеосвящения положено совершать собором семи священников, отчего оно и называется также «соборованием», но в крайней нужде оно может быть совершено и одним священником.

Как видно из самого определения, Таинство Елеосвящения совершается над больными. Но называть это таинство «Последним Помазанием» и рассматривать его только, как напутствие к смерти умирающего, неправильно, ибо молитвы, читаемые при его совершении, содержат в себе прошение к Богу об исцелении болящего «от обдержащие его телесные и душевные немощи» и об «оживотворенни его благодатью Христовою». «Последним Помазанием» – «Extrema Unctio» называют это таинство римо-католики, но Православная Церковь никогда не разделяла такого взгляда, ибо всё содержание молитв идёт с ним совершенно вразрез, и такой взгляд на это таинство, поскольку он существует в известных кругах нашего общества, есть не более, как результат римо-католического влияния.

Над здоровыми совершение таинства Елеосвящения, как правило, воспрещается, ибо оно установлено для больных. Но в 16-м столетии, как есть основание предполагать, появился у нас обычай совершать общее елеосвящение в день Великого Четвертка на Страстной седмице над всеми желающими, поскольку они чувствуют потребность в этом таинстве, будучи одержимы теми или иными душевными и телесными немощами. Совершалось такое общее елеосвящение между утреней и литургией в Московском Успенском соборе, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и некоторых других соборах и монастырях, причем совершителем его был сам Архиерей, который один только своею архиерейскою властью и мог допустить совершение этого таинства над. лицами, по внешнему виду, здоровыми. При этом и текст молитв несколько видоизменялся, применительно к случаю. Вместо основной молитвы таинства: «Отче Святый», произносились слова: «Благословение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на исцеление души и тела рабу Божию такому-то, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.» В Одесском кафедральном соборе такое общее Елеосвящение совершалось в Великий пяток.

Этот обычай издревле существовал у Греков на Православном Востоке, причем там это общее Елеосвящение совершалось обычно в Великий Четверток, о чём свидетельствует, например, св. Димитрий Ростовский.

Существует весьма основательное мнение, что это общее Елеосвящение не вполне тождественно с обычным таинством Елеосвящения, которое совершается только над явно болящими. Так Симеон Солунский свидетельствует, что кающиеся, совершив определённый им подвиг покаяния и приготовившись к воссоединению с Церковью, приносили Богу елей, как символ Божия милосердия, воспоминая пример блудницы, помазавшей ноги Иисуса и получившей прощение грехов. Этот елей, по освящении его молитвой, употребляется для помазанья принесших, в знак прощения грехов их и воссоединения с Церковью. Отсюда понятно, почему этот обычай приурочивается к Великому Четвертку или Великой Субботе, так как на Востоке днём торжественного воссоединения с Церковью, как и днём крещения оглашенных, по преимуществу была Великая Суббота -- канун величайшего и радостнейшего христианского праздника Пасхи. На Западе же боле употребительным был обычай совершать воссоединение кающихся в Великий Четверток, что, вероятно, практиковалось и в некоторых восточных церквах, откуда перешло и к нам в Россию.

Таким образом, надо полагать, что общее елеосвящение было в начале лишь символическим обрядом принятия кающихся в Церковь перед великим праздником Пасхи, и только впоследствии, когда первоначальный смысл его затемнился, оно приняло вид обычного таинства елеосвящения, хотя и с некоторыми особенностями, как указано выше.

ВОПРОС 15: Имеется ли церковное правило, обязывающее стоять в церкви мужчин по правую сторону, а женщин – по левую?

ОТВЕТ: Согласно древнему церковному обычаю, женщины в храме всегда стояли отдельно от мужчин. В древних христианских храмах устраивались даже особые отделения для женщин, так наз. «геникеи», отгороженные решётками; женщины помещались и наверху – на так наз. «хорах», которые в древности предназначались именно для стояния на них женщин, а вовсе не певчих, как это часто делается теперь. Когда особые помещения для женщин перестали устраиваться, установился обычай, в силу которого мужчины стоят в храме по правую сторону против местной иконы Христа-Спасителя, а женщины – по левую сторону против иконы Богоматери, причем посередине остаётся свободный проход к царским вратам. Такой обычай до последнего времени строго соблюдался в России во многих местах, а особенно в сельских храмах, и не нарушалось древнее церковное правило, в силу которого женщины в храмах стоят и молятся отдельно от мужчин. Необходимо всячески стараться восстановить этот весьма разумный обычай там, где он нарушается.

ВОПРОС 16: Какая икона должна по правилам находиться за престолом на горнем месте?

ОТВЕТ: Всего приличнее там быть иконе, называемой обычно: «Христос – Царь славы», то-есть изображение Господа Иисуса Христа, сидящего на троне, ибо горнее место как раз изображает собою царственный трон Господа и именуется также «горним престолом». В Служебнике мы читаем: «... и отходят (священник и диакон) к горнему месту, и священник, отходя, глаголет: «Благословен грядый во Имя Господне». Диакон: «Благослови, Владыко, горний престол». Иерей же: «Благословен еси на престоле славы Царствия Твоего, Седяй на херувимех, всегда, иыне, и присно, и во веки веков». В книге: «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии» Ив. Дмитревскаго имеется следующее пояснительное примечание: «По таковому таинственному знаменованию горнего места, ставится над ним или сверх него на стене живописуется, образ Иисуса Христа в полном Архиерейском облачении с регалиями в руках и на главе, то-есть скипетром, державою и в короне, в ознаменование того, что в лице Архиерея здесь невидимо возседит сам Великий Архиерей, Небеса Прошедый (Евр. 4, 14), Господь господем и Царь царем (Апок. 17, 14)».

Вследствие этого неправильно, так как не отвечает идее горнего места, помещать над ним какие-либо иные священные изображения.

ВОПРОС 17: Полагается ли светским лицам (и без стихаря) помогать предстоятелю в алтаре с чтением и пением на Богослужении? Вообще, кто допускается в алтарь во время Богослужения?

ОТВЕТ: По церковным правилам, не только женщинам, но и вообще мiрянам, вход в алтарь воспрещается, – тем более во время совершения Богослужения и особенно Божественной литургии.

«Никому из всех, принадлежащих к разряду мiрян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря» – гласит 69-ое правило Шестого Вселенского Собора.

«Единым токмо освященным позволено входити в олтарь» – говорить 19-ое правило Лаодикийского Собора.

Алтарь, как Святая Святых нашего христианского храма, назначен только для одних священнослужителей и для прислуживающих им церковнослужителей, которым прилично быть облечёнными в священную одежду – стихарь. Согласно наставлению «Известия Учительного», помещаемого обычно в конце Служебника, «священник, аще сам себе во олтари, наипаче же в Божественней литургии спомогати будет, Божественныя Тайны уничижит, и Самого Христа в них сущаго, невесту же Его Церковь, еяже образ в час оный на себе носит, в ничто вменить и сице смертно согрешит», а потому в алтаре должен всегда быть прислужник мужеского пола -- человек благоговейный и нравственной жизни, часто исповедающийся и причащающийся св. Христовых Таин, желательно посвященный в степень чтеца. Остальным мiрянам, хотя бы то был церковный староста или члены приходского совета, вход в олтарь должен быть воспрещен, как этого категорически требуют церковные правила, за исключением, конечно, каких-либо особых случаев, когда это безусловно необходимо.

ВОПРОС 18: Когда поётся и когда читается на вечерни молитва «Ныне отпущаеши»?

ОТВЕТ: «Ныне отпущаеши», как это ясно видно из церковного устава (см. Типикон гл. 2-я, гл. 7-я и друг, места), всегда читается, а вовсе не поётся, причём, согласно указаниям Устава, «Ныне отпущаеши» глаголет сам Настоятель или, по другим указаниям, «предстоятель». Ввиду этого на Православном Востоке доселе сохранился обычай, в силу которого, «Ныне отпущаеши» за вечерней читает старейший из священнослужителей, сам настоятель или даже Архиерей, когда он присутствует при совершении вечерни.

Особенно недопустимо и глубоко противно нашему Богослужебному уставу вовсе выбрасывать положенный перед «Ныне отпущаеши» стихиры на стиховне (которые именно и полагается петь), а всё внимание молящихся сосредотачивать на концертном исполнении» «Ныне отпущаеши».

ВОПРОС 19: Полагается ли кондак по 6-ой песни канона читать или петь?

ОТВЕТ: Все песнопения, у которых указан «глас», в большинстве случаев, за некоторыми определёнными исключениями, должны всегда петься, а не читаться, как это у нас теперь обычно практикуется на приходах, например, со стихирами. Кондак же по 6-ой песни канона, как имеющий особо важное значение, во всяком случае должен всегда петься.

ВОПРОС 20: Какое значение имеют священнические облачения разных цветов? Какие цвета положены на разные дни и праздники года?

ОТВЕТ: Разные цвета священнических облачений (а одновременно и облачений св. престола, жертвенника и аналоев, которые должны облачаться в облачения такого же цвета, как и священнические ризы) имеют символическое значение, и разным дням и праздникам Богослужебного года обычаем усвоены облачения соответствующих цветов. Так: великопостные облачения должны быть чёрного цвета (в старину бывали и фиолетового), в воскресные дни Великого Поста – облачения тёмно-красного (или тоже фиолетового) цвета; в Лазареву Субботу – воскресное облачение золотистого или белого цвета; в Великий Четверток – красного цвета; в Великую Субботу – белого цвета, начиная с чтения Евангелия (после пения «Воскресни, Боже», когда происходит переоблачение всего храма из чёрного цвета в белый); от первого дня Пасхи до Отдания Вознесения Господня – облачение белого цвета; в Неделю Пятидесятницы (Троицын день) – облачение зелёного, или тоже белого цвета; во весь Петров пост – красного цвета; во все праздники Св. Апостолов и Св. Мучеников – красного цвета; в праздники св. Пророков – зеленого цвета; во все Богородичные праздники – голубого цвета, как равно и в Успенский пост, исключая праздник Преображения до отдания, когда облачение белого цвета; в праздники св. Иоанна Предтечи – красного цвета; в праздник Воздвижения Креста Господня – красного цвета или фиолетового; в дни Рождественского поста – красного цвета; в период времени от Рождества Христова до отдания Богоявления – белого цвета. Во все воскресные дни, кроме периода постов, употребляются облачения золотые или золотистого цвета. Неправославным обычаем, навеянным нам с Запада, надлежит признать надевание облачения чёрного цвета при совершении отпевания усопших и панихид. Православная Церковь не представляет себе смерти чем-то мрачным, а наоборот рассматривает смерть, как радостный переход к лучшей жизни, к соединению со Христом, а потому более прилично употреблять в таких случаях облачения светлые, но никак не мрачные, траурные, чёрного цвета, что свойственно только «не имущим упования».

ВОПРОС 21: Разрешается ли следить за Богослужением по собственному молитвеннику?

ОТВЕТ: Вопрос вызывает недоумение. Что же может быть предосудительного в том, чтобы следить за Богослужением по собственному молитвеннику? Главная задача верующих, приходящих в храм, это сознательно участвовать своею молитвою в происходящем Богослужении, и не только «единым сердцем», но и «едиными усты», что достигается там, где существует всенародное пение. Это всенародное пение надо всеми мерами стараться восстановить в наших православных храмах, а петь без молитвенника в руках не все могут, кто не знает молитвенных слов наизусть.

Лучше следить за Богослужением по молитвеннику, чем придти в храм и стоять безучастно, не понимая, что происходит, с нетерпением ожидая конца Богослужения, как это делают – увы! – многие из современных православных христиан, требующих от своего священника всё большего и большего сокращения Богослужения, которого они не знают и содержания которого не понимают, а потому и не ценят.

ВОПРОС 22: Правильно ли к молитве «Многая лета» присовокуплять слова: «Спаси, Христе Боже» (трижды)? Откуда этот обычай?

ОТВЕТ: Этот обычай заимствован из монастырей. В монастырях настоятелю – Архимандриту или Игумену – с «еже во Христе братиею» положено по уставу возглашать и петь не «Многая лета», а «Спаси, Христе Боже» (см. последование часов в навечерие Рождества Христова и Богоявления).

ВОПРОС 23: Если православная вера является истинной, могут ли христиане других вероисповеданий спастись? Может ли спастись человек, в силу своего происхождения не крестившийся как христианин, но ведший совершенно праведную жизнь на земле?

ОТВЕТ: «Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, а от Бога милующаго», говорит апостол (Рим. 9, 16). В Церкви нам указана дорога спасения и даны средства, при помощи которых человек нравственно очищается и имеет прямые обетования спасения. В этом смысле св. Киприан Карфагенский говорит, что вне Церкви «нет спасения». В Церкви дано то, о чём пишет христианам – только христианам – апостол Пётр: «Как от Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мiре растления похотью, – то вы, прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если в вас это есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Петр 1, 3-8). Что же сказать о внешних, не принадлежащих к Церкви? Другой апостол дает нам понять: «ибо что мне судить о внешних? ... Внешних же судит Бог» (I Кор. 5, 12-13). Это значит, что судьбу их мы не вправе предрешать. Бог «кого хочет, милует» (Рим. 9, 18). Одно только нужно заметить, что «вести совершенно праведную жизнь», как выражался спрашивающий, значит жить по заповедям блаженств, а это вне благодатной помощи, сокрытой в Церкви Христовой Православной, человеку «внешнему», не по силам.

ВОПРОС 24: Является ли кощунством выступление на сцене светских лиц, изображающих духовных лиц?

ОТВЕТ: Театральное изображение на сцене, хотя бы и специально для данной цели устроенной, библейских событий и священных лиц не соответствует духу Православной Церкви, даже когда это происходит с благонамеренной целью, так как такие представления омiрщвляют священные для нас воспоминания. Благоговейное чувство не должно позволить человеку брать на себя изображение на сцене Спасителя, Богоматери и святых лиц. Нельзя отнестись сочувственно и к тому, когда на сцене представляют духовных лиц и картины из церковного быта хотя бы и в положительном их освещении: жизнь церковная доступна только поверхностному вниманию светского искусства. К тому же современные литература и сцена более склонны к карикатурному представлению церковного быта. Кощунственными однако можно назвать лишь такие представления из священной для христиан области, которые преднамеренно унижают и оскорбляют предметы нашей веры, хотя в некоторых случаях эта преднамеренность и кощунственность бывают затушёваны и прикрыты

(Продолжение следует)