Об одной большой неправде Московской патриархии
Не так давно российские телезрители могли видеть, как в Кремле президент Российской Федерации вручал орден “За заслуги перед Отечеством” патриарху Московскому Алексию Ридигеру. В ответном слове патриарх произнес то, что произносит много раз и при всяком удобном случае. Он сказал, что “Русская Православная Церковь с древнейших времен всегда была едина со своим народом и в радостях и несчастьях; так было, так ЕСТЬ и так БУДЕТ”... Об этом единстве Церкви с “народом”, “родиной”, “отечеством” иерархи Московской патриархии говорят постоянно с 1927 года, со времени пресловутой “декларации” Митрополита Сергия (Страгородского). Но что они при этом подразумевают под этим прекрасным понятием?
В “Декларации" Митрополита Сергия вначале сказано: “Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей ГРАЖДАНСКОЙ РОДИНОЙ, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи”. Далее говорится: “...Мы потребовали от заграничного духовенства дать письменное обязательство в полной лояльности СОВЕТСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ во всей своей общественной деятельности... Наше постановление, может быть, заставит многих задуматься, не пора ли и им пересмотреть вопрос о своих отношениях к СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ, чтобы не порывать с РОДНОЙ ЦЕРКОВЬЮ И РОДИНОЙ (здесь и далее выделено мной - прот. Л.Л.). Не останавливаясь на многих нелепостях и лживости, содержащихся в этих кратких отрывках, обратим внимание только на одно: здесь понятие “родина” (или в высшей степени странное “ГРАЖДАНСКАЯ родина”) сведено к понятию “советская власть” и даже более узкому - “советское ПРАВИТЕЛЬСТВО”, а принадлежность к “родной Церкви” поставлена в прямую зависимость от “ПОЛНОЙ лояльности” к сознательной убийце Церкви - советской власти... Митрополит Сергий прекрасно знал и видел, как на его глазах (а в некоторых случаях и с его помощью) советская власть уничтожает тысячами духовенство и миллионами - простых верующих - ЦЕРКОВНЫЙ НАРОД. Тогда таковым был ВЕСЬ Русский народ! Значит, понятие “родной Церкви” сводилось у Сергия к понятию о себе лично и о тех членах его незаконно созданного синода, которые согласились стать иудами по отношению к своему народу и за это получили от советской власти возможность какое-то время жить в земном бытии.
Как с тех пор, с 1927 года, пошло, так потом, особенно с 1943 года, и продолжалось. Так продолжается и в наши дни, спустя семьдесят один год! Под “народом” или “родиной” Московская патриархия понимала и понимает только “ПРАВИТЕЛЬСТВО”, ВЛАСТЬ ИМУЩИХ, КТО БЫ ОНИ НИ БЫЛИ; а под “Церковью”, под “Русской Православной Церковью” (!) - только ЧЛЕНОВ своей марионеточной высшей ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТИ.
Отсюда проистекает и полная поддержка Московской патриархией нынешней идеи правительства Российской Федерации о сохранении во что бы то ни стало ЛЮБЫМИ средствами, иллюзорного “ЕДИНСТВА российского общества”, “национального согласия”, “гражданского мира”. О каком “единстве” общества может в наши дни идти речь, когда это “общество” разобщено до невозможности, раскололось на безчисленное множество фрагментов, несовместимых один с другим! Одних только зарегистрированных “партий” и “движений” в России теперь более ДВУХСОТ. И кого здесь только нет!
Коммунисты (это самый крупный обломок или фрагмент), демократы самых разных направлений, националисты (вплоть до фашистов), “любители пива” и т.д. и т.п. Это - в политической области. А в области религиозной? Единого в Православной вере и Церкви Русского Народа давно нет. В нынешнем РУССКОЯЗЫЧНОМ НАСЕЛЕНИИ кого только не обретается! Безбожники (их больше всего), православные, католики, баптисты, адвентисты, мормоны, иеговисты, кришнаиты, сатанисты, идейные язычники и пр. С КЕМ именно теперь Московской патриархии быть “единой”? О чем хлопочут нынешнее правительство и вот уж воистину с ним “единая” патриархия? О том, чтобы ВСЕ, независимо от убеждений и вер, были едины в ПОСЛУШАНИИ данному ПРАВИТЕЛЬСТВУ, и - ВСЕ!
В старину, до революции, Русская Православная Церковь действительно на протяжении веков была ЕДИНА со своим Русским Народом, поскольку народ - от крестьянина до Царя - был ЕДИН в вере и Церкви! Вместе, сообща, всем мiром, строили свою государственность, культуру, быт, хозяйство и все прочее, исходя из ясно осознанной ЦЕЛИ народного бытия - ПОД ЗАЩИТОЙ, В КОВЧЕГЕ ПРАВОСЛАВНОГО САМОДЕРЖАВНОГО ЦАРСТВА, ВСЕМ ВМЕСТЕ, ПОМОГАЯ ДРУГ ДРУГУ, ДВИГАТЬСЯ, ВОСХОДИТЬ К ЦАРСТВУ НЕБЕСНОМУ ИЗ БЕЗКОРЫСТНОЙ И ЧИСТОЙ ЛЮБВИ КО ХРИСТУ. Здесь все было ясно, и все на своих местах. Русская Православная Церковь и Русское Православное Царство вкупе ответственны ЗА ВСЕ, что происходит в обществе, народе. При этом Церковь ПРЕИМУЩЕСТВЕННО отвечает за дела духовные, а Царство - за дела мiрские. Это основа принципа “симфонии” Церковной и Царской власти. И когда в состав Русского Царства входили народы иных вер, Церковь могла только свидетельствовать им истинность Православия, но она не могла отвечать за их духовную жизнь, так как Церковь не ответственна за тех, кто сознательно пребывает ВНЕ ее ограды. Так, преодолевая все исторические искушения, и дожили до подлинного духовного возрождения Великой России, ее блистательного ФАВОРА в XIX начале ХХ веков.
Потом, как известно, наступила и ГОЛГОФА. Ее итогом стало уничтожение подлинного, то есть ПРАВОСЛАВНОГО Русского Народа с одновременным искусственным выращиванием “новой исторической общности” - народа “СОВЕТСКОГО”, в большинстве своем - безбожного. Он на поверку оказался даже НЕ НАРОДОМ, а неким конгломератом русскоязычного населения, рассыпавшегося в щебенку, на множество фрагментов, как только в 1991 году коммунистическая партия выпустила его из своих цепких идейно-административных когтей. Ясно, что положение вещей в КОРНЕ ИЗМЕНИЛОСЬ по сравнению с дореволюционным временем. В ТАКОЙ обстановке Церковь уже не могла быть ответственной ни за правительство, ни за расцерковленные фрагменты русскоязычного населения, то есть не могла быть ЕДИНОЙ с ними!
В “щебенке” русскоязычных нашлось немало людей, хранивших веру, или обратившихся к вере и считающих себя православными. Может быть, Московская патриархия с ними находила “единство”? Отнюдь нет! Во время хрущевских гонений на Церковь в начале 1960-х годов, когда было закрыто до половины служивших храмов и многие при этом разрушены, когда “боговерующих” и рядовых священников, активно защищавших свои храмы, советские власти всячески преследовали, притесняли и мытарили, Московская патриархия, как всегда, полностью поддерживала и, “с чувством глубокого удовлетворения”, одобряла СОВЕТСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО! Сколько слез народных содержалось тогда в безчисленных письмах с мест патриарху и его синоду с мольбами защитить, заступить!.. Но куда там! Пасущие самих себя “пастыри” и “архипастыри” Московской патриархии, оставались глухи к воплям и стонам православных, а многие из них прямо СОДЕЙСТВОВАЛИ властям в закрытии и даже уничтожении храмов! Только один архиепископ Калужский Ермоген (Голубев) попытался организовать протест других архиереев. Но “собратья”-архиереи предали его, и он был фактически заточен в Свято-Успенском Жировицком монастыре под гласным полицейским надзором... А другие “преосвященные” и “преподобные” неустанно ОХЛАЖДАЛИ исповеднические порывы православных, убеждая их, что защищать Церковь и веру - значит ВРЕДИТЬ Церкви и вере!.. Как?! Почему?! А только так и только потому, что под Церковью ее священноначалие понимало исключительно СЕБЯ, свое положение, интересы своего личного самосохранения. Последнего же можно было достичь лишь ЕДИНСТВОМ - не с “народом”, нет! - а с ПРАВИТЕЛЬСТВОМ, губившим Церковь.
Но вот, с 1991 года, для Церкви в Российской Федерации наступила СВОБОДА. Не мнимая, а ПОДЛИННАЯ! Церковь даже зауважали, пригласили к совету в важнейших государственных делах. Вот тут бы Московской патриархии и возвысить свой голос и сказать во всеуслышание ПРАВДУ о том, что все беды от того, что в нынешней России нет ЕДИНСТВА С ИСТИНОЙ, СО ХРИСТОМ! Сказать, что только на основе ТАКОГО единства может быть воссоздано и единство, по крайней мере, этнически русского населения. Сказать, что Церковь НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЕДИНА с данным состоянием населения и с данным правительством, поскольку они пекутся, главным образом, о колбасе, а не о вечной жизни. А правительство, к тому же, не свободно, но действует по указке западного масонства. Сказать, что, как во дни Крещения Руси, должны быть сокрушены все идолы и истуканы, особенно – статуи Ленина, оскверняющие русские города и села. Но куда там! Ничего подобного от патриархии не услышали. В обстановке раздоров она старалась угодить “двум господам” – и “нашим” и “вашим”; и красным, и белым и всем!
И как же это выходило у патриархии? Очень интересная, промыслительная проверка случилась в октябре 1993 года. Обострилось противостояние Верховного Совета с правительством Ельцина. Запахло порохом. Московская патриархия сделала вид, что готова выступить в качество МИРОТВОРЦА, дабы не допустить кровопролития. В Даниловом монастыре в Москве начались переговоры представителей ПОСЛЕДНЕГО ОПЛОТА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (Верховного Совета) с представителями “демократического” правительства в присутствии церковных иерархов, как бы под эгидой Церкви. Для правительства это был только тактический маневр с целью выиграть время и подготовить провокацию, дающую уважительный повод именно к кровавой расправе над Верховным Советом. Знали ли об этом в патриархии? Трудно сказать. Но в любом случае, церковные деятели должны были бы сделать все, чтобы крови не допустить. Если уж принародно патриархия обрядилась в ризу “Миротворца”! А если вспомнить, каким искренним “другом” советской власти (“не за страх, а ПО СОВЕСТИ”, - как сказано в “декларации” Митрополита Сергия) всегда выставляла себя Московская патриархия, то можно было ожидать, что она грудью станет на защиту своих “друзей”. Но не тут-то было! Внешняя сила и заокеанская поддержка были уже не на стороне советской власти, а на стороне “демократического” правительства. До последнего момента патриархия играла в “миротворчество”. Из Третьяковской галереи срочно извлекли и привезли в храм Владимирскую Икону Богородицы, перед которой стали молиться о предотвращении кровопролития. А к Верховному Совету подъехали танки…
По правде говоря, прокоммунистической верховный орган советской власти и нужно было решительно УПРАЗДНИТЬ (тем более, что в СССР никогда и не было СОВЕТСКОЙ власти, то есть власти советов народных ДЕПУТАТОВ, а была только власть КОМПАРТИИ). Можно было при этом избежать пролития крови совсем ни в чем не повинных людей? Несомненно. Для этого достаточным было бы, к примеру, патриарху Московскому взять в руки Владимирскую икону и выйти с ней на пространство между танками и зданием Верховного Совета и сказать: “НЕ БУДЕТ стрельбы! А если решитесь стрелять, то давайте – по мне и по Иконе!” Можно дать сто процентов гарантии, что в ТАКОМ случае стрелять не стали бы! Ведь ВСЕ события снимались и транслировались на весь мiр!
Но… ни таким, ни иным способом патриархия не защитила вчерашних друзей и хозяев, а с ними вместе и множество вовсе невинных. Почему?
Ответ теперь совсем ясен: потому что высшая власть патриархии всегда “искренне”, “не за страх, а за совесть” ЗАОДНО только с теми, у кого в руках РЕАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ; в данном случае – вновь с ПРАВИТЕЛЬСТВОМ (!), но теперь уже – “демократическим”…
Поэтому, когда Московская патриархия высокопарно заявляет о единстве Русской Церкви с “народом”, “родиной”, “отечеством”, она всегда имеет в виду единство ЧЛЕНОВ своей ВЫСШЕЙ церковной власти с ДАННЫМ, СЕГОДНЯ имеющим подлинную власть, ПРАВИТЕЛЬСТВОМ.
Кого хочет обмануть Московская патриархия? Бог весть. Но с полным успехом она пока обманывает только самое себя. Однако такой самообман ей дорого обойдется! Нельзя, не получится служить сильным мiра сего, ДЕЛАЯ ВИД, что служишь Христу. Так можно доработаться до служения “не за страх: а за совесть” и тому, кто уже скоро грядет под числом 666 и станет правителем всего мiра – антихристу (а к нему УЖЕ устремлен и духовно, и политически весь омасоненный мiр).
Если же на минуту поверить в том, что архиереи Московской патриархии как бы по инерции сохраняют исконное русское православное сознание, когда душа болит обо всем населении России, об “ОТЕЧЕСТВЕ”, и потому стремятся сохранить в нем хоть какой-то призрачный гражданский мир, то в этом случае им надо бы вспомнить старые истины: ВНЕШНИЙ мир в обществе (государстве) никогда не покупался ценой нарушения мира с Богом; внешний мир – НЕ ТА ценность, ради которой можно жертвовать истиной. По слову Христа, не мир пришел Он принести на землю, но меч (или – разделение) (Мф. Х, 34).
Господь НЕ ВОЗЛАГАЛ на Церковь Свою обязанность заботиться о земном отечестве, если такое отечество добровольно отреклось от Него и от Церкви. “Отечество” земное – не ТА ценность, ради которой стоит отказаться вести людей в Отечество НЕБЕСНОЕ! А уж если душа болит за “сродников по плоти”, то им нужно свидетельствовать об их неправдах в свете правды Божией, не боясь нарушить внешний “мир”; свидетельствовать не только словом, но и делом, то есть, в частности, ОТКАЗОМ ОТ ЕДИНСТВА с ними в том состоянии, в каком они находятся. В противном случае, понятие “отечество” становится идеологическим ИДОЛОМ, а служение ему – сущим ИДОЛОПОКЛОНСТВОМ.
Ныне, по прошествии более тысячи лет со времени Крещения Руси и сокрушения в ней идолов, об этом не лишним будет еще раз вспомнить.
Протоиерей Лев Лебедев
г. Курск
март 1998