Слово на Срѣтеніе Господне
Приготовляя къ принятію Царя славы торжество, достойное настоящаго праздника Господня, апостолъ Павелъ благоустрояетъ ряды церковнаго собранія и говоритъ: братіе! не дѣти бывайте умы: но злобою младенствуйте, умы же совершени бывайте (1 Кор. 14, 20). Ибо въ такомъ случаѣ (т. е. съ совершеннымъ умомъ) священное собраніе будетъ служить къ чести и славѣ Бога Всесовершеннаго, Которому мы празднуемъ нынѣ, отъ Котораго — всякій даръ и совершенство, Которому мы содѣлались стѣлесниками и сонаслѣдниками. Какъ тогда, когда войска приготовляютъ царю торжественное шествіе, прилично, чтобы избранные для несенія его на копьяхъ воины были преукрашены, и чтобы предъ царемъ несли изящное изображеніе его лица: такъ и намъ необходимо встрѣчать спасительные и духовные праздники, преображаясь обновленіемъ ума нашего и отлагая ветхаго человѣка и нося въ себѣ, насколько это возможно людямъ, подобіе Божественнаго образа. Самый сонмъ горнихъ духовъ, услаждаясь спасеніемъ человѣковъ, празднуетъ вмѣстѣ съ земнородными, когда послѣдніе на землѣ лобызаютъ ангелоподобную жизнь. И тогда, когда (если можно такъ выразиться) въ началообразный день настоящаго праздника во образѣ Божіи сый и зракъ раба Принявшій, исполняя предписаніе закона, будучи сорокадневнымъ младенцемъ, приходитъ въ храмъ съ Рождшею и Приносящею установленныя жертвы: тогда чиноначалія безплотныхъ, склонивши выи, какъ рабы, невидимо приготовляютъ богоприличное торжество и покланяются неизреченной премудрости, ожидая откровенія тайны, сокрытой въ Богѣ, все сотворившемъ. Воспоминаніе сего нынѣ празднуя, будемъ, подобно безплотнымъ умамъ, питаться духовными созерцаніями, станемъ причастниками ихъ достоинства, не закрывая ока душевнаго тѣнью закона, но открытымъ лицемъ взирая на славу Господню (2 Кор. 3, 18).
Изреченіе закона: всякъ мужескій полъ, ложесна разверзаяй, святъ Богу не могло исполниться ни на комъ иномъ, какъ только на воплотившемся Богѣ. Онъ одинъ, неизреченно зачатый, — единственный въ духовномъ смыслѣ мужескій полъ (представитель мужескаго пола) и достойно именуется святымъ, какъ и (архангелъ) Гавріилъ, благовѣствуя Богородицѣ о животворящемъ рождествѣ, а равно и упоминая о законоположеніи, къ Нему одному относившемся, сказалъ (Лук. 1, 35): тѣмже и раждаемое свято наречется Сынъ Божій (ибо наименованіе святаго вполнѣ соотвѣтствуетъ Божественному чудодѣйствію, разверзающему дѣвственную утробу). Хотя о всѣхъ первенцахъ сказано, что они называются святыми (поелику получили это наименованіе чрезъ посвященіе ихъ Богу), но о перворожденномъ всея твари ангелъ сказалъ: раждаемое свято, ибо, по слову пророка, Онъ съ самаго рожденія отринулъ лукавое и избралъ благое (Ис. 7, 16). Господь всяческихъ (уже предопредѣливъ пораженіе первенцевъ египетскихъ) повелѣлъ Моисею: освяти Ми всякаго первенца перворожденнаго, разверзающаго всякая ложесна въ сынѣхъ Израилевыхъ отъ человѣка до скота (Исх. 13, 2). Это Божественное повелѣніе такъ ясно изглагается въ книгѣ Числъ: и всякое разверзающее всяка ложесна отъ всякія плоти, елика приносятъ Господу, отъ человѣка до скота, тебѣ да будутъ: но токмо искупленіемъ искупятся первенцы человѣчестіи, и первенцы скотовъ нечистыхъ да искупятся. И искупъ его отъ единаго мѣсяца, сцѣненіе пять сикль, по сиклю святому. Обаче первородная тельцевъ, и первородная овецъ, и первородная козъ, да не искупятся: свята суть: и кровь ихъ проліеши у алтаря (Числ. 18, 15-17). Итакъ, Божественный голосъ соединилъ первенцевъ Израиля съ нечистыми животными: поелику они въ подзаконномъ служеніи не имѣли истинной чистоты и святости; находясь въ состояніи безсловесныхъ, іудеи были недостойны возносить словесную службу и быть приводимыми въ духовное всеплодіе къ таинственнѣйшему жертвеннику Новаго Завѣта. Въ выкупъ за нихъ обыкновенно приносились кровавыя жертвы, установленныя закономъ, причемъ, конечно, намѣреніе законодателя направлялось къ духовному совершенству. Приводимыя же въ жертву животныя, кровь которыхъ узаконено было проливать предъ жертвенникомъ, ясно назывались святыми, и, конечно, въ этомъ образно предначертывалась истина: ибо предавшій Себе за ны приношеніе и жертву Богу въ воню благоуханія (Ефес. 5, 2), Господь нашъ Іисусъ Христосъ, дѣйствительно и истинно святъ. Пророческимъ духомъ предвозвѣщая отверженіе первенцевъ израильскихъ и приношенія тѣлесныхъ жертвъ, пророкъ Михей говоритъ: Въ чемъ постигну Господа, срящу Бога моего Вышняго? Срящу ли его съ тельцы единолѣтными? Еда пріиметъ Господь въ тысящахъ овновъ, или во тьмахъ козлищъ тучныхъ? Дамъ ли первенцы моя о нечестіи моемъ, плодъ утробы моея за грѣхи души моея (Мих. 6, 6-7)? Итакъ, блаженный Михей назвалъ первенцевъ Израиля по плоти первенцами нечестія. Но вотъ воплотившійся Богъ вмѣстѣ съ рожденіемъ Своимъ умертвилъ порожденіе діавола — грѣхъ, — освящаетъ же Богу и Отцу не только первенцевъ человѣческихъ, но и весь родъ человѣческій. Какъ въ древности законоположительное слово прообразовательно приводило къ Богу, вмѣсто первенцевъ, колѣно, получившее въ удѣлъ священнослуженіе: такъ теперь — въ свѣтломъ образѣ истины мы должны знать, что архіерей и посланникъ исповѣданія нашего, преподобный, безскверный, отлученный отъ грѣшникъ и вышше небесъ бывый, приводится тѣлесно Богу и Отцу взамѣнъ искупаемаго Имъ человѣчества, и это тѣмъ преимущественнѣе, что мы видимъ, какъ все человѣчество оказалось ниже Его настолько, насколько безъ всякаго прекословія благословляемый стоитъ ниже благословляющаго (Евр. 7, 7). Древле цѣна левитскаго служенія отдавалась только за одинъ израильскій народъ, и левиты служили выкупомъ за однихъ только первенцевъ (Числ. 3, 12. 41). Христосъ же, архіерей грядущихъ благъ, и не по чину Ааронову, но по чину Мелхиседекову, перемѣнивъ священство тѣмъ, что онъ былъ изъ другого колѣна (ибо извѣстно, что отъ колѣна Іудова возсія Господь нашъ), — совершилъ и перемѣну закона, приведши насъ отъ сѣни законной къ Евангелію царствія небеснаго; по чину же Мелхиседекову Онъ привелъ Себя Отцу въ замѣну не за одного только Израиля, всѣ народы, и сталъ архіереемъ исповѣданія всѣхъ людей. Цѣна же пяти сиклей, назначенная закономъ за каждаго изъ первородныхъ, прикровенно указываетъ на то, что каждый изъ насъ долженъ посвятить Богу всякое чувство и дѣла, совершаемыя чрезъ чувства, и приносить ихъ чистыми Создателю, какъ святой и законный выкупъ... Итакъ, Спаситель былъ принесенъ, согласно требованію закона, во храмъ видимо, духовно же принесъ къ Отцу начатокъ нашего смѣшенія и показалъ все его святымъ и достойнымъ стать приношеніемъ Богу. Къ сему въ древности стремился законъ, и къ этому направлялись какъ законоположеніе о первенцахъ и замѣнѣ ихъ левитами, такъ и оцѣнка дидрахмами. И пока ночь невѣдѣнія покрывала все, — законное служеніе, на подобіе звѣздъ, давало нѣкій блѣдный и малый свѣтъ; когда же взошло Солнце правды, явился Востокъ свыше, и возсіялъ день спасенія: свѣтильники законныхъ установленій затмились отъ лучезарнаго свѣта благодати... Но воспоемъ побѣдную пѣснь Человѣколюбцу, напитавшись истинно небесной пищи, напившись воды изъ истиннаго камня, пойдемъ къ горѣ Божіей Хориву — къ высокому ученію Евангелія, дабы внять гласу Божіихъ трубъ — словесамъ блаженнаго Луки, возглашающаго тайноводительства Святаго Духа.
И егда исполнишася дніе очищенія ею, по закону Моѵсеову, вознесоста Его во Іерусалимъ, поставити Его предъ Господемъ, якоже есть писано въ законѣ Господни: яко всякъ младенецъ мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется: и еже дати жертву, по реченному въ законѣ Господни, два горличища или два птенца голубина. И се бѣ человѣкъ во Іерусалимѣ, емуже имя Сѵмеонъ: и человѣкъ сей праведенъ и благочестивъ, чая утѣхи Исраилеви: и Духъ бѣ Святъ въ немъ. И бѣ ему обѣщано Духомъ Святымъ, не видѣти смерти, прежде даже не видитъ Христа Господня (Лук. 2, 22-27). Что это значитъ: чая утѣхи Исраилевы? — Ожидая явленія истины и переселенія къ ней израильскаго народа отъ законной сѣни, дабы научиться первымъ началамъ истины и возвыситься къ совершенству въ ней. И нельзя сказать, что, такъ какъ іудеи были въ злостраданіи и рабствѣ, — что Сѵмеонъ ожидалъ возвращенія ихъ къ свободѣ и древнему состоянію. У нихъ находилась въ цвѣтущемъ состояніи вся древняя обрядность (и храмъ существовалъ, и приносились жертвы въ немъ), и сохранялось все свойственное ихъ племени общественное устройство; подзаконный строй жизни отъ господства надъ Израилемъ иноплеменниковъ (римлянъ) не потерпѣлъ никакого вреда, который побудилъ бы праведнаго старца ожидать утѣшенія. И не только не было ничего необычнаго въ томъ, что находились подъ иноземною властію іудеи — достойные еще болѣе суровой жизни, но и нѣкоторыхъ изъ праведниковъ, ихже не бѣ достоинъ весь міръ (Евр. 11, 38), долготерпѣніе Божіе поставляло подчиненными нечестивцамъ, дабы сильнѣе обнаружилась слава ихъ благочестія... Итакъ, мудрый Сѵмеонъ ожидалъ духовнаго утѣшенія Израилю: ибо ему (Сѵмеону) было открыто, что прежде переселенія своего онъ увидитъ явленіе Христа Господня. И пріиде Сѵмеонъ духомъ въ церковь: и егда введоста родителя отроча Іисуса, сотворити има по обичаю законному о Немъ, и той пріемъ Его на руку своею, и благослови Бога, и рече: нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, съ миромъ: яко видѣстѣ очи, мои спасеніе Твое, еже еси уготовалъ предъ лицемъ всѣхъ людей: свѣтъ во откровеніе языкомъ, и славу людей Твоихъ Исраиля (Лук. 2, 27-32). О, истинно блаженный и треблаженный старецъ! Какъ блаженно твое, истинно святое, шествіе во храмъ, коимъ ты шелъ къ исходу отъ жизни! Сколь блаженны очи твоей души и тѣла, воспріявшія видимое Богоявленіе и познавшія во плоти Бога Слова! Какъ блаженны твои руки, осязавшія Слово жизни! Какъ блаженъ твой языкъ, благовѣствовавшій откровеніе Свѣта жизни! И что я спѣшу приложить особую похвалу къ каждому твоему члену, когда евангелистъ уже прежде научилъ, что ты весь достохваленъ и служишь жилищемъ Святому Духу! Но пріиди, о блаженный отецъ, Святымъ Духомъ, глаголющимъ въ тебѣ, открой сокровище, сокрытое въ немногихъ словахъ твоихъ (ибо Слово Божіе приводитъ насъ за совѣтомъ къ вамъ и подобнымъ вамъ, украшеннымъ сѣдиною, яже свыше премудрости, истиннымъ старцамъ и отцамъ, дабы мы научились спасительнымъ наставленіямъ: вопроси отца твоего, и возвѣститъ тебѣ, старцы твоя, и рекутъ тебѣ (Втор. 32, 7). Нынѣ отпущаеши, говоритъ, раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему съ миромъ. Съ тѣхъ поръ, какъ Христосъ, вочеловѣчившись, истребилъ враждотворный грѣхъ и возсоединилъ насъ съ Отцемъ, преставленіе святыхъ совершается въ мирѣ. Предвозвѣщая это, и великій Давидъ сказалъ: въ мирѣ вкупѣ усну и почію (Псал. 4, 9), указывая не на настоящее, а на имѣющее быть по пришествіи Христа; и такъ какъ эта надежда (мирнаго успенія во Христѣ) обитала во святыхъ, то святый Давидъ говоритъ Духомъ: яко Ты, Господи, единаго на упованіи вселилъ мя еси (Псал. 4, 10). Блаженный же старецъ Сѵмеонъ, видя уже наступившее время, изрекъ: нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему съ миромъ, показывая исполненіе Божественнаго обѣтованія. Яко видѣстѣ, говоритъ онъ, очи мои спасеніе Твое, еже еси уготовалъ предъ лицемъ всѣхъ людей, т. е. спасеніе, явившееся чрезъ Христа всему міру, а не одному Израилю. Почему же выше говорится, что Сѵмеонъ чаялъ утѣхи Исраилевы, а теперь онъ возвѣщаетъ спасеніе Божіе предъ лицемъ всѣхъ людей? — Это потому, что Сѵмеонъ тогда узналъ отъ Духа Святаго о томъ, что будетъ утѣшеніе Израилю, когда и всѣмъ людямъ было уготовано спасеніе. Смотри же на точность Божественнаго вдохновенія. Старецъ говоритъ: свѣтъ во откровеніе языкомъ, и славу людей Твоихъ Исраиля, возвѣщая въ отношеніи къ Израилю совершенно согласное съ великимъ апостоломъ Павломъ, изрекшимъ: дондеже исполненіе языковъ внидетъ. И тако весь Исраиль спасется (Рим. 11, 25-26). Сказавши: свѣтъ во откровеніе языкомъ, онъ даетъ намъ понять откровеніе спасенія Божія, поелику въ совершенной тьмѣ, въ какой до пришествія Христова находились народы, не было свѣта богопознанія. Но такъ какъ Израиль, хотя слабо, однако просвѣщался прообразовательнымъ закономъ, то старецъ и не сказалъ о свѣтѣ на него, а провозвѣстилъ ему славу, воспоминая древнюю исторію, — что, какъ дивный Моѵсей, ставъ собесѣдникомъ Божіимъ, имѣлъ славу на лицѣ, такъ и они, ставъ чрезъ вѣру собесѣдниками воплощеннаго Свѣта, явятся во славѣ, преображаясь, по слову апостола, въ тотъ же образъ, якоже отъ Господня Духа (2 Кор. 3, 18).
Слова же богомудраго Сѵмеона, что Господь лежитъ на паденіе и на востаніе многимъ во Исраили (Лук. 2, 34), сходствомъ мыслей съ предсказаніями пророческими показываютъ, что въ пророкахъ и въ Новомъ Завѣтѣ говоритъ одинъ и тотъ же Богъ и Законоположникъ. Пророческое слово изрекло ранѣе, что Камень претыканія и Камень соблазна (Ис. 8, 14; 1 Петр. 2, 7) будетъ причиною того, что вѣрующій въ Него не постыдится. Итакъ, Онъ (Спаситель) — паденіе для падающихъ чрезъ невѣріе по причинѣ уничиженія плоти Его, возстаніе же для познающихъ силу домостроительства. А говоря, что Самой Богородицѣ душу пройдетъ оружіе, Сѵмеонъ ясно пророчествуетъ о страсти на крестѣ: ибо чрезъ возвѣщенное и содѣянное отъ преславнаго зачатія до крестной смерти Спасителя Богородица имѣла о Немъ высочайшее и благоприличнѣйшее понятіе (представлявшее) какъ бы одно неразсѣкаемое тѣло; въ позорищи же крестомъ Она потерпѣла какъ бы нѣкоторую рану, хотя чудо воскресенія и совершило полное уврачеваніе раны. Впрочемъ, Сѵмеонъ указываетъ, что не Она одна подвергнется такому страданію, а предсказываетъ, что открыются колеблющіяся и двоящіяся помышленія отъ многихъ сердецъ, — предсказываетъ затѣмъ, чтобы, вслѣдствіе различія мнѣній о Спасителѣ, Богоматерь Дѣва нисколько не смущалась...
И бѣ Анна пророчица, дщи Фануилева, отъ колѣна Асирова, сія заматорѣвши во днѣхъ мнозѣхъ, живши съ мужемъ седмь лѣтъ отъ дѣвства своего. И та вдова яко лѣтъ осмьдесять и четыре, яже не отхождаше отъ церкве, постомъ и молитвами служащи день и нощь: и та въ той часъ приставши исповѣдашеся Господеви, и глаголаше о Немъ всѣмъ чающимъ избавленія во Іерусалимѣ (Лук. 2, 36-38). Въ то время были и другія соименницы сей блаженной пророчицѣ (Аннѣ) и имѣли одни съ нею священныя занятія, пребывая въ постѣ и молитвахъ; потому-то, чтобы точнѣе опредѣлить ея лицо, Евангелистъ присоединяетъ къ упоминанію объ ея отцѣ и названіе его колѣна, — увѣнчиваетъ ее великими похвалами, вполнѣ достовѣрными для слушателей, коимъ онъ говорилъ. Такъ какъ пророчица Анна говоритъ въ старости слабой и не весьма ясно слышимой, то, какъ бы приблизивши ухо нашей мысли къ ея устамъ, посмотримъ, что и она изрекла ожидавшимъ избавленія въ Іерусалимѣ. По ходу мысли слѣдуетъ, что она говорила о Господѣ на основаніи пророческихъ словъ, такъ какъ и тѣ, которымъ, по словамъ Евангелія, она говорила, конечно, изъ возвѣщенныхъ пророками Божественныхъ предсказаній научились ожидать избавленія. Конечно, ей хорошо были извѣстны слова великаго Исаіи: Отроча родися намъ, Сынъ и дадеся намъ, Его же начальство бысть на рамѣ Его: и нарицается имя Его: велика совѣта ангелъ (Ис. 9, 6). Свѣтися, свѣтися, Іерусалиме, пріиде бо твой свѣтъ, и слава Господня на тебѣ возсія (Ис. 60, 1); также прореченіе великаго Давида: Видѣша вси концы земли спасеніе Бога нашего (Псал. 97, 3). Милость и истина срѣтостѣся, правда и миръ облобызастася (Псал. 84, 11). Прежде солнца пребываетъ имя Его: и благословятся о Немъ вся колѣна земная, вси языцы ублажатъ его, поработаютъ Ему и поклонятся Ему (Пс. 71, 11. 17); или потомъ честный и ангелоподобный голосъ мудраго Малахіи: се Азъ посылаю ангела Моего, и призритъ на путь предъ лицемъ Моимъ: и внезапу пріидетъ въ церковь свою Господь... и ангелъ завѣта, его же вы хощете (Мал. 3, 1). И изъ иныхъ таинственныхъ увѣтовъ — изъ другихъ пророческихъ изреченій она (пророчица Анна) соплетала божественный и блаженный вѣнецъ, хотя уже слабою и дрожащею рукою, какъ заматорѣвшая во днехъ мнозѣхъ. Не могло вмѣститься тогда въ слушающихъ изъясненіе высокихъ мыслей о Господѣ, поелику, и послѣ явленія знаменій и возвѣщенія богодухновенныхъ таинствъ, Раздаятель сокровищъ мудрости и знанія — Христосъ сказалъ ученикамъ Своимъ: много имамъ глаголати вамъ, но не можете носити нынѣ (Іоан. 16, 12). Впрочемъ, хотя старица и пророчица, представлявшая собою законъ, состарѣвшійся, обветшавшій и близкій къ уничтоженію, не ясно говорила о Христѣ, тѣмъ не менѣе ея рѣчь была не безполезна для разумныхъ слушателей, какъ и предвозвѣщеніе великаго таинства закономъ въ тѣняхъ и гаданіяхъ.
Итакъ, пріидите и вы, духовные отцы и братіе, наученные праздновать во обновленіи духа, а не въ ветхости писмене (Рим. 7, 6). Пріидите возрадуемся Господеви, воскликнемъ Богу Спасителю нашему: предваримъ лице Его во исповѣданіи и во псалмѣхъ воскликнемъ Ему (Псал. 94, 1-2). Будемъ выну приносити Богу жертву хваленія, сирѣчь плодъ устенъ исповѣдающихся имени Его (Евр. 13, 15). Не забудемъ благотворенія и общенія: таковыми бо жертвами благоугождается Богъ (Евр. 13, 16). Очистимъ себя отъ всякой скверны грѣха, и да обновится яко орля духовная юность наша, какъ и блаженнаго старца Сѵмеона, дабы и мы мирно и радостно въ доброй вѣрѣ и спасительной надеждѣ текли къ исходу изъ жизни и не со страхомъ и стыдомъ окончили сію жизнь. Будемъ подражать усердному и непрерывному пребыванію Анны въ пощеніяхъ и молитвахъ, дабы намъ не оказаться хуже жены, и притомъ подвизавшейся такъ подъ сѣнію закона, гдѣ такіе примѣры — рѣдки. Напротивъ, какъ освѣщаемые свѣтомъ благодати, вспомоществуемые непреложнымъ упованіемъ, укрѣпляемые силою Святаго Духа, не станемъ удаляться помыслами нашими отъ страха Божія, но пригвоздимъ ему плоти и умы наши. Внемлемъ великому Павлу, который учитъ: обручихъ васъ единому мужу дѣву чисту представити Христови (2 Кор. 11, 2), и не будемъ отвергать себя отъ завѣта со Христомъ чрезъ смѣшеніе съ растлителемъ жизни нашей исполненіемъ его пожеланій, подражая и въ этомъ мудрости и единобрачію пророчицы. Принесемъ и мы къ вышнему жертвеннику, какъ пару горлицъ, чистоту души и тѣла, или, какъ пару молодыхъ голубей, попеченіе о добромъ не только предъ Богомъ, но и предъ человѣками, дабы и мы, преуспѣвши премудростію и благодатію и пришедши въ мѣру возраста исполненія Христова, ставши совершенными по внутреннему человѣку и содѣлавшись жилищемъ Духа Святаго, — возвратились въ истинное отечество наше — горній Іерусалимъ, въ которомъ и удостоились вѣчной радости и блаженнаго царства во Христѣ Іисусѣ, Ему же слава и владычество со Отцемъ и Святымъ Духомъ нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.