На поклонение Честному и Животворящему Кресту, в среднюю неделю Великого поста
От редакции
Началась третья седмица Великого поста, Крестопоклонная. По благословению митрополита Дамаскина мы публикуем две работы Святителя Иоанна Златоуста посвящённых этому событию. «Образ Креста двоякий: - говорит Св. Иоанн Златоуст - один из вещества: или из золота, или из жемчуга, или из драгоценных камней; он часто и похищается варварами или ворами; а другой – невещественный, потому что сущность его не из вещества, но она – из веры, материал – из внутреннего настроения того, кто совершает крестное знамение». Дай Бог, чтобы Великим постом наша вера укрепилась, а душа очистилась. Поклонимся же, братия, Честному и Животворящему Кресту с чистым сердцем и с непорочными устами.
На поклонение Честному и Животворящему Кресту, в среднюю неделю Великого поста
- Наступил у нас каждый год повторяющийся день, всечестнейшая и светоносная средняя седмица святого поста, когда приносится треблаженный и животворящий Крест Спасителя нашего Иисуса Христа и предлагается для поклонения, причем поклоняющиеся ему с чистым сердцем и с непорочными устами освящаются и делаются более ревностными и более бодрыми для последующего шествования на поприще святого поста. Поэтому, так как ныне день, установленный для поклонения Честному Кресту, то приступите сюда, друзья, обнимем его со страхом и любовью. Испуская лучи Христова Воскресения, он своими дарами всех просвещает и освящает. Будем же лобызать его, душевно радуясь. Сегодня – радость на небе и на земле, потому что предлагается миру светоносный и животворящий Христов Крест, силой которого прогоняются демоны, изгоняются болезни, удаляется мрачная тьма и освещаются все пределы земли. Сегодня Христова Церковь делается другим раем, предложив публично всесвятое древо Честного Креста и торжественно предуказывая Крестом на грядущие страдание Христа и Его Воскресение. Сегодня исполнилось пророческое изречение, говорящее: «поклонимся подножию ног Бога нашего» (Псал. 131:7). Радуйся же и веселись, Христова Церковь, приведи своих чад, очищенных от страстей воздержанием и постом и блистающих сияющими божественным светом добродетелями, и ликуй с неизглаголанным весельем. Как некогда в пустыне те, которые были укушены змеей, взирая на медного змия, избавлялись от смерти, так и теперь прошедшие половину поприща поста, прикасаясь ко Кресту, умерщвляют духовного змия и сами получают безсмертие и, своим воздержанием показав себя общниками Христовых страданий, делаются участниками и в Христовом Воскресении. И не только это совершив, но мужественно устремляясь и к тому, что следует далее, они возносят Богу победные гимны. Крест Господень – оружие, доставляющее трофеи и победы; он непреоборимое оружие царей, рог Церкви, истребитель врагов и спасение верных; и действительно, блаженны и треблаженны те, которые сподобляются обнимать его с непорочными губами и с чистыми устами. Поистине они на деле исполняют то, что сказано Господом: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф. 16:24). И смотри, как Он говорит, не делая никому принуждения. Не сказал: «Хотите ли или нет, но вам надлежит испытать это»; а как говорил – «Если кто хочет идти за Мною». Я не делаю насилия, не принуждаю; но делаю каждого господином своего выбора, почему и говорю: «Если кто хочет идти за Мною». Зову к тому, что прекрасно и честно, а не к худому и ненавистному, не к наказанию и истязанию, но к небесному царству и к небесной жизни. Ведь и самые естественные особенности дела достаточно имеют сил, чтобы привлечь к себе. Если кто хочет идти за Мною, будет ли то муж или женщина, начальник или подчиненный, и, если он желает спастись, пусть идет этим путем. Три предмета, о которых говорится: отречение от самого себя, подъятие креста и следование. Но сначала посмотрим, что значит отречься от самого себя. Узнаем, что значит отречься от другого, и тогда узнаем, что значит отречься и от самого себя. Итак, что значит отречься от другого? Отрекающийся от другого, например, от брата или друга, или соседа, или кого бы то ни было иного, хотя бы видел этого бичуемым или заключаемым в оковы, или терпящим что-либо иное, не защищает его, не помогает, не проявляет к нему сострадания, не испытывает ввиду него никакого чувства скорби. Раз навсегда отрекся от него, как бы от чужого. Так, следовательно, Бог желает, чтобы мы не дорожили своим телом, чтобы не уклонялись, хотя бы нас ради Него подвергал кто-либо бичеваниям, или наказывал, или гнал, или причинял нам что-либо другое. Это значит отречься; то есть, ничего да не имеет человек для самого себя, но да предает себя опасностям, состязаниям, и, когда страдает другой, пусть будет настроен таким же образом. И не сказал Господь: αρνησάσθω (пусть откажется от себя), но απαρνησάσθω (пусть отречется от себя), этой малой прибавкой выражая наиболее высокую степень. «И возьмет крест свой». Ты видел, как небесный Царь вооружил следующего за Ним воина? Он не дал щита, не дал шлема, ни лука, ни панциря, ни наколенников, ни иного чего-либо из такового, но дал то, что крепче всего этого, безопасность, проистекающую от креста, знамение победы над демонами. Это – меч, это – щит, это – панцирь, это – шлем, это – наколенники, это – надежная охрана, это – гавань, это – убежище, это – венец, это – победная награда, это – сокровищница всех благ, как настоящих, так и имеющих когда-либо быть. Подобно тому, как кто-либо, взяв крепкое оружие, дает его своим воинам, так делает и Христос. «Посмотрите, – говорит Он, – на то, что совершил Мой Крест; сделайте и вы такого же рода оружие – и совершите то, что хотите». А в другом случае Он обещал даже большее по сравнению с тем, говоря: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Иоан. 14:12). Что же значит это изречение: «возьми крест свой и следуй за Мной»? То ли, чтобы каждый из нас носил древо? Никоим образом. Какая в этом добродетель? Но то, чтобы мы были настроены к перенесению опасностей, «нося кровь свою в душах», готовые к претерпению заклания и к ежедневной смерти, все делая так, как если бы мы уже не надеялись, что наша жизнь не угаснет до наступления вечера, – как бы несомненно долженствующие умереть. Это именно говорил и апостол Павел: «каждый день умираю» (1Кор. 15:31). Не одна ли дана тебе природой смерть? Однако, если хочешь, можно безчисленное количество раз умереть за своего Господа.
- Такова благодать, что, в силу щедрости Господа, назначающего венцы не только по окончании дел, но и за намерение состязающихся, она превращает бывающую у ее друзей бедность в великое богатство. Но что значит: «возьми»? «Пусть будет так готов к тому, чтобы претерпеть заклание и быть распятым на кресте, – говорит Господь, – как готов тот, кто несет крест на своих плечах. Пусть считает себя в столь близком соседстве со смертью». Перед таким человеком все приходят в изумление, потому что мы не так боимся вооруженных безчисленным человеческим оружием и крепких мужеством, как человека, одаренного такой свободой. Ничто в такой степени не обращает смерти в бегство, как проявление к ней презрения. А чтобы никто не подумал, что достаточно только этого, т. е., быть готовыми к смерти (ведь таковы и разбойники, и чародеи, и все убийцы), то для этого присоединил: «и следуй за Мной». Я не ищу, – говорит Он, – только мужественного человека, не ищу только неустрашимого ввиду конца его жизни, но – честного, целомудренного, умеренного и преисполненного всякого рода добродетели. Ты видел услуги креста, не только в отношении к Господу, но столь сильно заявляющие о себе и в рабах Его? Это сделало Петра главой; это сделало таковым же и Павла. Поэтому он и говорил: «Кто отлучит нас от любви Христовой? Скорбь, или теснота, или гонение, или опасность, или меч?» (Рим. 8:35). Это сделало мужественными воздерживающихся не только от яств, но и от страстей. Возлюбленные, оградим себя силой креста и, вооружившись по отношению к остальному, с большей ревностью приступим к посту и с презрением отнесемся ко всем сладостям жизни. Богатство, слава, могущество, любовь и все таковое по той причине и приятно, что мы чрезмерно любим свою жизнь и, так сказать, пригвождены к настоящей жизни. Когда же последняя презрена нами, то для нас не остается никакого смысла в тех приманках. Прекрасна настоящая жизнь, прекрасна и приятна, так как она - дар Божий; но когда явится будущая, тогда первая по справедливости окажется в пренебрежении. Итак, да не устыдимся святых символов нашего спасения и да не оттолкнем от себя, предавшись невоздержности, пьянству и прожорливости, великое основание благ, которым мы живем и существуем, но, как венец, понесем, Христов крест, то есть, умертвим свои страсти. Ведь все у нас совершается через него: надлежит ли возродиться – является крест, нужно ли питаться той таинственной пищей, быть рукоположенным или сделать что-либо другое – всюду у нас знак креста. Поэтому с большой ревностью мы начертываем его на жилище, на стенах, на окнах, на челе и в уме. Это – знамение нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня. Потому он и назван печатью, что им, как бы некоторой царской печатью и перстнем, запечатываем все Божии залоги, какие бы мы ни получили, и уже ничто злое не дерзает приблизиться. Если мы вручим кому-либо власть над народом и если возведем кого-либо в достоинство священства, то, после того как совершим безчисленное множество молений и призовем сошедшую затем благодать Духа, запечатлеваем избранника крестом, как бы запирая сообщенный дар в надежном казнохранилище. Таким образом крест употребляется и при священнодействиях. Крест Христов – меч и древо, на котором закланный иудеями-богоубийцами Христос разрушил дела диавола и низложил самого диавола, пригвоздив на нем (т. е. древе) наши грехи. По этой причине крест и употребляется при священнодействиях, как бы некоторый меч и царский бич, поражающий и прогоняющий всякий демонский набег и сатанинское нападение. Поэтому божественные и священные учители, как бы некоторые копьеносцы, предложив царский бич, им прогоняют всякое неприятельское и враждебное войско, уделяя божественные и царские дары лицам, посвящающим в таинства, и вместе с ними воздавая почитание Царю-Христу.
- Итак, когда ты запечатлеваешь себя крестным знамением, представляй в мыслях все значение креста, и тогда ты угасишь свой гнев и все остальные страсти. Всякий раз как ограждаешь себя тем знамением, преисполни свое чело великим дерзновением; грудь, очи и всякий член представь в качестве благоугодной Богу жертвы. В этом и состоит разумное служение Богу. Это знамение и во времена наших предков отверзало заключенные двери, оно угашало губительные яды, оно парализовало силу ядовитого растения цикуты, оно исцеляло укушения ядовитых зверей. Если оно отверзло врата ада и открыло небесный свод, восстановило вход в рай и сокрушило силу диавола, то что удивительного, если оно преодолевает губительные яды? Поэтому вырежь его в своем уме и обними его – спасение наших душ. Этот крест спас вселенную, прогнал заблуждение, возвратил истину, землю сделал небом, людей соделал ангелами. Благодаря ему демоны уже не страшны, но презренны, и смерть не есть смерть, но сон и бодрствование. Благодаря ему иссушаются плотские страсти, враждующие с теми, кто постится. Поэтому, если бы кто-либо из иудеев сказал тебе: «Ты поклоняешься Распятому?» – то ты ответь ему ясным и сильным голосом и с радостным лицом: «Да, и поклоняюсь, и не перестану поклоняться». И хотя бы он стал смеяться, плачь о том, что он безумствует и не понимает того, что говорит; и возблагодари Господа Христа за то, что Он проявил к нам такие благодеяния, которых никто не в состоянии даже и постигнуть без помощи небесного откровения. Ведь и смеется он потому, что, как «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1Кор. 2:14). Но что говорит безумный, неблагодарный и непокорный иудей? «Если Христос есть Бог, как вы говорите, и Сын Божий и пришел для спасения людей, то зачем Он распят и умер такой позорной смертью?» Мы ответим ему немногими словами, выбрав их из писаний пророков. О, беззаконный и неблагодарный иудей, Христу надлежало быть распятым, потому что закон и пророки возвестили так; человечеству надлежало получить спасение через Христа. Прежде всего Моисей говорит: «Вы увидите жизнь вашу, висящую перед вашими, и не будете иметь веры жизни вашей» (Втор. 28:66). И Исайя: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» (Ис. 53:7). Также и Иеремия: «придите, и вложим древо в хлеб его» (Иерем. 11:19). И «взяли... цену Его, и дали... за землю горшечника, как сказал мне Господь» (Матф. 27:9–10). А что распятый Христос есть Бог, послушай Ездру, который говорит: «Благословен Господь, распростерший Свои руки и спасший Иерусалим перед очами нашими». И когда змеи умерщвляли народ, Моисей, по повелению Божию, повесив змия на древе, говорил: «Взирайте на него, и не умрете» (Числ. 21:9). И опять Иеремия, как бы от лица распявших Господа, говорит: «Придите... и истребим его от земли живущих» (Иерем. 11:19). И, в свою очередь, Христос устами того же пророка говорит: «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал» (там же). А также затем и Давид, как бы от лица Христа, говорит: «пронзили руки мои и ноги мои, и делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Псал. 21:17, 19). И снова Исайя: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65:2). А что крест Христов и его образ досточтим и достопокланяем, также и об этом учат пророки. Давид говорит: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» (Псал. 59:6). И опять: «покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся» (Псал. 85:17). А устами пророка Иезекииля Бог говорит: «На челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, ...сделай знак. И идите, ...и поражайте, ...и не щадите. Старика, юношу и девицу, и младенцев, питающихся материнским молоком, бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак» (Иезек. 9:4–6). И Соломон говорит: «Благословите древо, чрез которое бывает правда!» (Прем.14:7). А Исайя говорит о том, откуда и какие были деревья, составлявшие крест: «Кипарисом и певгом и вместе кедром прославишь место святилища Моего» (Ис. 60:13). Моисей же, бросив кусок дерева в Мерру, сделал горькие воды сладкими, прообразуя этим Христов Крест, усладивший мир, который был проникнут горечью демонов. И жезл Моисеев, разделивший скалу, прообразовал этим Крест Христов, разверзший человеческие сердца и вложивший в них благодать Святого Духа.
- И это поистине путь жизни, и все, остающиеся на нем, живут. Оставившие же его получат смерть и безконечное наказание. Закон и пророки возвещают Святую Троицу. И поистине, возвещенный пророками и законом, грядущий во имя Господне – Господь Иисус Христос, Он не иной кто-либо, как только рожденный в Вифлееме иудейском от Девы и Богородицы Марии при кесаре Августе. Не принимающий Его и не верующий в Него – отступник от Бога, и да будет ему анафема. Поэтому Исайя, говоря о вас, впавших в заблуждение, восклицает: «Народ мой пойдет в плен за то, что на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» (Ис. 5:12–13). С того времени, как пришел Христос, сила войска вашего, иудеи, уничтожена, священство отнято, и вы рассеяны римлянами. О распявших Христа Исайя говорит: «За грехи наши Бог отвратил от нас Свое лицо, и оставшиеся из нас – во грехах» (Ис.59:2–3). Если бы не был Сам Христос – Тот, Кто родился от Марии, Кто избран Богом и есть истинный Его Сын, Кто возвещен законом и пророками, то ваш народ иудейский был бы прославлен, оказался бы в состоянии возвыситься и царствовать, как умертвивший безбожника и обольстителя. Но с тех пор, как был водружен крест, и на нем был распят вашими отцами Христос, с того времени и до сегодня ваш народ обречен на погибель и безчестие, и Бог разгневался на вас сильнее, чем во времена вавилонского плена. Тогда по истечении семидесяти лет Бог сжалился и отозвал вас обратно. А теперь Он оттолкнул вас от Себя совершенно; истину сказал отец ваш, пророк и патриарх Иаков – все ваши законные установления пали, вы изгнаны из Иудеи, вашей страны, рассеяны по различным местам и служите предметом презрения и поругания во всей вселенной – от востока до последнего края земли. А наши христианские дела с каждым днем процветают, возрастают и укрепляются, и проповедь о нашей благочестивой вере распространилась по всей вселенной; над нами царствует Христос; мы покланяемся Честному и Животворящему Его Кресту и храним последний, как многоценное сокровище. Крест Господень, действительно, блистательнее и великолепнее всякого царского венца. Но что я говорю – царского венца? Он превосходит своим блеском даже самые солнечные лучи. В древнее время распятие было наказанием за порочную жизнь и безнравственные дела; теперь же Крест – символ божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которого невозможно похитить, дар, которого невозможно отнять, основание святости. Его мы носим с собой и на ложе, и за трапезой, и всюду, где бы мы ни были. Как многие из воинов ни обедают, ни спят без оружия, так и мы ныне привесим вместо меча к своему ложу крест, вместо засова начертаем на дверях его же, им же окружим всякий дом вместо стены, им оградим внутреннее и внешнее. Он сокрушил смерть, отверз небеса, сделал чистой землю, возвел наше естество на царский престол, положил конец тирании диавола. Образ Креста двоякий: один из вещества: или из золота, или из жемчуга, или из драгоценных камней; он часто и похищается варварами или ворами; а другой – невещественный, потому что сущность его не из вещества, но она – из веры, материал – из внутреннего настроения того, кто совершает крестное знамение. Крест хранит спящих, он доставляет безопасность бодрствующим, он спасает находящихся в опасностях, благодаря ему, прекращается война и утверждается мир. Прославляю Твое, Господи, о мне таинство домостроительства, исполненное долготерпения и незлобия; покланяюсь честному и животворящему Твоему кресту, Господи; обнимаю страдания Твои, лобызаю гвозди и целую язвы на членах Твоего тела; чрезмерно радуюсь трости, копию и губе; как царскую диадему, надеваю на себя венец из терния; как блестящими камнями, горжусь заплеваниями, и, как наиболее великолепным украшением, горжусь заушениями. Исповедую, что Ты – истинный Бог, один из лиц Святой Троицы – Иисус Христос, за меня восприявший страдание, завернутый в плащаницу, подвергнутый осмеянию со стороны беззаконных иудеев, наконец, погребенный и воскресший в третий день и снова грядущий судить живых и мертвых. Твоя слава и держава, с Отцом и Всесвятым и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.