ПРЕДИСЛОВИЕ

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

В последнее время о старообрядцах сказано и написано много. Даже слишком много. Пишут и говорят, в основном, в защиту старообрядчества. Им сочувствуют, оказывают внимание, власти их принимают и помогают материально. Мiр будто сошёл с ума. По- другому не скажешь. Люди не хотят принимать свидетельства и творения святых Отцов о старообрядчестве. Им ближе и важнее высказывания новомодных авторов – апологетов старообрядческого раскола. Мне уже приходилось говорить на эту тему и, в пику новых бесовских веяний, ссылаться на слова Свв. Димитрия Ростовского, Серафима Саровского и Феофана Затворника. Повторяться не стану. Если бы Православное Поле России не заросло сорняками еретических сект, лжеучений (в том числе и старообрядчества), то и не было бы надобности снова поднимать эту тему.

Со времени начала раскола (и дальше веками) старообрядцы тихонько сидели по своим катакомбным сусекам и не смели поднять головы, постепенно друг от друга «почкуясь» и ссорясь, разлагаясь духовно, и нравственно. Теперь же, почувствовав силу и такую поддержку, свою голову сатанинскую они высоко приподняли. Не все их толки, но многие.

Дабы напомнить об истине, Синодальный портал Российской Православной Церкви публикует замечательную работу профессора Казанской Духовной Академии Ивановского Николая Ивановича - «Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических». Подлинники этого издания ныне стали библиографической редкостью, и ценители продают их за большие деньги.

Профессор Ивановский Н. И. был дружен с о. Иоанном Кронштадтским, который очень высоко ценил миссионерские труды Николая Ивановича и даже написал о них хвалебное «Слово». Мы предваряем им работу профессора. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский сравнил старообрядцев с евреями и раввинами: «Мнимые старообрядцы наши то же, что древние евреи или нынешние раввины иудейские. Они во что бы то ни стало, и сколько бы явно ни были обличены в своей неправде, стоят упорно в своем заблуждении, и сами погибают, и других, подобные себе, ведут в погибель». Очень верно и тонко подмечено.

Полезного и приятного вам прочтения. Аминь.

† Дамаскинъ.

Слово по поводу собеседований профессора Н.И. Ивановского с Петербургскими раскольниками

Ученый исследователь раскола и любитель истины православной Церкви, профессор казанской академии, Николай Иванович Ивановский, приезжал в нашу северную столицу время от времени по приглашению Общества религиозно - нравственного просвещения и вел с мнимыми старообрядцами свои добросовестные, продолжительные, явно обличающие неправоту раскола беседы пред многочисленными слушателями беседы, на которые они не могли отвечать ничего дельного и основательного и или уклонялись от предмета, или старались увильнуть в сторону, чтобы обойти вопрос и избавиться от необходимости отвечать на него, и говорили совсем не дело, так как очевидная истина прямо колола им глаза и поражала их своим светом.

В конце последней беседы один раскольник, припертый очевидною истиной слов собеседника к стене, имел дерзость воскликнуть: «А что, братцы (разумея своих единомышленников), ведь Николай-то Иванович на наш-то вопрос не ответил и ничего не доказал».

Это бессовестность очевидная, ложь и клевета на истину, за которые может, по справедливости наказать один Бог. Что на это нам еще отвечать им? То, что ответил в подобном случае книжникам и фарисеям Господь Иисус Христос: «Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Или как апостолы Павел и Варнава сказали иудеям по вознесении Господа: «вам первым надлежало быть проповедано слову Божию, но как вы отвергаете Его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам».

Мнимые старообрядцы наши то же, что древние евреи или нынешние раввины иудейские. Они во что бы то ни стало, и сколько бы явно ни были обличены в своей неправде, стоят упорно в своем заблуждении, и сами погибают, и других, подобные себе, ведут в погибель. К ним, как некогда к евреям, приходившим к апостолу Павлу для слышания слова Божия и противившимся ему, следует отнести слова его: «хорошо дух Святой сказал отцам нашим через  пророка Исаию: пойди к народу и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Святая Церковь, со стороны, сделала и делает все, чтоб обратить заблуждающихся бывших чад своих к истине и спасению. В продолжение двух с половиной столетий она не переставала обличать и вразумлять их кротко и с любовью материнскою, как и теперь не перестает вразумлять их, но они продолжают упорствовать в своей неправде и вражде ко святой Церкви, а потому, если еще не обратятся, то неминуемо погибнут, как древние и новые евреи в упорстве своем, подобно Корею, Дафану и Авирону (в упорстве погибают, как Кореи).

Хула раскольников на Церковь и неповиновение и противление ей есть хула на Духа Святого, ибо есть противление явной истине, которая есть Дух истины, Дух Святой, и если они не обратятся и не покорятся ей, не получат прощения ни в сей век, ни в будущий.

К ним также относятся слова Еноха, седьмого от Адама, приведенные у святого апостола Иуды: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники».

Пусть выбирают они одно из двух: или покорятся добровольно и сознательно истине православной Церкви, или ждут себе Страшного Суда Божия. Страшно ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Страшно впасть в руки Бога живого.

Церковь православная, как непорочная невеста Христова, доселе прославляется явными свидетельствами Господа об истине и спасительности ее: нетлением святых мощей угодников ее, являющихся и ныне, как прежде, или спасительными знамениями и чудесами, совершившимися и ныне совершающимися по молитве верных сынов ее, до очевидности доказывающих истину и правоту, и спасительность Церкви православной. Пусть раскольники покажут, хотя одно чудо, бывшее у них в расколе и с раскольниками. Не укажут ни одного, ибо нет их. Только в Церкви – истина и спасение, вне Церкви – заблуждение и погибель; только для пребывающих в Церкви есть жертва за грехи, вне Церкви – нет жертвы. Если мы, получив признание истины, то не остается более жертвы за грехи… Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благости оскорбляет?

Этого довольно для имеющих разум.

(Собрание сочинений. Том 6. Слова и поучения, произнесенные в 1896 – 1901 гг.)

 

Ивановский Николай Иванович

Авторитетнейший представитель дореволюционного российского расколоведения Ивановский Николай Иванович родился в 1840 г.

Начальное богословское образование получил в Архангельской Духовной Семинарии, по окончании которой обучался в Санкт- Петербургской Духовной Академии (1861-1865).

Получив высшее богословское образование и защитив кандидатскую диссертацию, Николай Иванович в 1865 г. был назначен бакалавром (т.е. младшим преподавателем) на кафедре церковной истории Казанской Духовной Академии. Спустя четыре года был назначен экстраординарным профессором.

В 1873 г. Николаю Ивановичу было поручено преподавание истории старообрядческого раскола. В 1883 г. состоялась защита докторской диссертации Н.И. Ивановского «Критический разбор учения не приемлющих священства старообрядцев о Церкви и таинствах», после чего он получил назначение на должность ординарного профессора кафедры расколоведения Казанской Духовной Академии.

Помимо научной и преподавательской деятельности Николай Иванович активно занимался миссионерской работой, беседуя и дискутируя со старообрядцами. Более того, имея искреннее желание потрудиться в деле ликвидации старообрядческого раскола, Н.И. Ивановский посещал с лекциями и диспутами многие российские села и города, в том числе Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Саратов, Архангельск и др. Скончался Николай Иванович Ивановский в 1913 г.

Ссылки: Ивановский Николай Иванович

Книга "Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических" доступна в виде PDF файла.