Послание
пастырям и пастве Российской Православной Церкви
епископов Дамаскина Орловского и Центрально-Российского
и Иоанна Запорожского и Малороссийского

 
 
И потому выйдите из среды их и отделитесь,
говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому;
и Я прииму вас. (2 Кор.6:17)
 
 
Всечестные пастыри, благочестивейший причет церковный, боголюбивые миряне Российской Православной Церкви! 
 
Мир вам и милость от Бога Отца, и Господа нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго, Господа животворящего, с Отцем и Сыном поклоняемого и прославляемого!
Со скорбью, но и с неизменной надеждой на спасительный промысл Божий обращаемся мы к вам с нашим архипастырским словом.
16/29 июля сего года на имя преосвященного епископа Дамаскина пришёл указ № 11/07/М, подписанный митрополитом Антонием, архиепископами Виктором и Стефаном, епископом Афанасием, о запрещении в священнослужении епископа Дамаскина за непризнание решений Архиерейского собора, состоявшегося в г. Славянске-на-Кубани  с 12/25 по 15/28 июня 2007 г. Этим указом были разрушены все наши усилия по восстановлению единства и единомыслия среди епископата нашей Церкви, основанного на прочном фундаменте православного исповедания и уважения к церковным канонам.
«От великой скорби и стесненного сердца, … со многими слезами» (2 Кор.2:4), мы вынуждены объявить вам, возлюбленные, что большинство епископата РосПЦ во главе с митр. Антонием образовали бесчинное церковное сообщество, грубо попирающее каноны и порядки церковной жизни, и объединённое лжеучением архиеп. Виктора (Пивоварова),  возведённым им в степень вероучительной истины. Этот прискорбный факт только раскрылся во всей своей неприглядности во время разбойничьего Славянско-кубанского собора, но организация это сообщества, имевшего своей целью разрушение Церкви, началась гораздо ранее.
Деятельность высокопреосвященного Антония (Орлова) в качестве Первоиерарха Российской Православной Церкви за последние полгода приобрела ярко выраженный антиканонический и церковно-разрушительный характер. Начало его беззаконным действиям положил указ  № 01/07/С от 20 февраля/5 марта 2007 г. (см. Приложение № 1), содержавший требование к секретарю Архиерейского Синода епископу Дамаскину передать под  «прямое управление» Первоиерарха официальный интернет-узел РосПЦ (www.mansonville.org). В нарушение как канонов Св. Церкви, так и «Положения о РПЦЗ», согласно которым правящий архиерей подчинен и подсуден только Собору епископов и больше никому, митр. Антоний позволил себе отдавать приказания преосвященному Дамаскину, как будто последний являлся его клириком. Более того, высокопреосвященный Антоний поставил себя не только над равным ему по благодати епископом, но и над Собором епископов, который поручил ведение официального интернет-узла  епископу Дамаскину, а потому не во власти Первоиерарха было пересмотреть соборное решение. Такие действия явились ничем иным, как попранием принципа соборности, однако преосвященный Дамаскин, ради сохранения мира в Церкви, уступил дерзкому требованию и передал митр. Антонию сайт  со всей необходимой для его работы документацией.
 Вслед за первым, в тот же день был издан второй указ № 02/07/С (см. Приложение № 2), требовавший передать под «прямое управление» митр. Антония официальный интернет-узел Центрально-Российской епархии (www.ispovednik.org). Умножая свое беззаконие, высокопреосвященный Антоний простирал свою власть на чужую епархию, чем нарушал 34-е Апостольское правило, 8-е правило III Вселенского Собора, 2-е правило II Вселенского Собора и другие аналогичные правила. Стоя на страже канонов, епископ Дамаскин отказался исполнить это антиканоническое предписание, указав митр. Антонию в корректной форме на недопустимость подобных действий. Действия эти помимо своей противозаконности, явно расходились и с завещанием Митрополита Анастасия, заповедавшего епископам РПЦЗ иметь «краеугольным камнем для их взаимных отношений... 34 Апостольское правило, где так глубоко и ясно выражен дух соборнаго управления в Церкви»  (Русская Православная Церковь Заграницей. New York. 1969. Т. I, стр. 289). Грубо пренебрегая этим правилом высокопреосвященный Антоний встал на путь полного разрыва духовной преемственности с предыдущими Первоиерархами РПЦЗ.
 28 марта/10 апреля последовал новый бесчинный указ митр. Антония № 03/07/С (см. Приложение № 3). Не вняв увещанию преосвященного Дамаскина и злоупотребляя его смирением, высокопреосвященный Антоний вновь простер свою власть на чужую епархию и запретил епископу Дамаскину без ведома Митрополита, «как правящего архиерея Московской епархии», рукополагать клириков, постригать монахов и присоединять к Церкви раскольников. Данное распоряжение не только выходило за рамки канонов, но и носило явные признаки самодурства, поскольку преосвященный Дамаскин не являлся викарием митр. Антония, а все постриги и рукоположения  проводил на своей канонической территории, в Центрально-Российской, а не в Московской епархии. Отвечая на этот «указ», епископ Дамаскин подробно разъяснил, почему он не может быть исполнен, и справедливо указал, что каноническая безграмотность высокопреосвященного Антония становится уже вопиющей и опасной для Церкви, а  попрание принципа соборности приобретает у него систематический характер и  превращается в откровенный папизм.
 Однако вместо того, чтобы прислушаться к голосу своего собрата, отказаться от самоуправства и вернуться к каноническому порядку управления Церковью,  высокопреосвященный Антоний начал, при помощи своего личного секретаря Ирины Митце-Виноградовой, закулисную подготовку по удалению преосвященного Дамаскина из епископата Российской Православной Церкви. Первым шагом на этом антиканоническом пути  явилось издание  6/19 мая с.г., под диктовку г-жи Митце, Синодального Указа № 04/07/С (см. Приложение № 4), которым преосвященный Дамаскин освобождался от должности Секретаря Архиерейского Синода, якобы согласно поданному в ноябре 2006 г. прошению.
  Издавая такой указ, высокопреосвященный Антоний не мог не знать, что поданное епископом Дамаскиным в ноябре прошение было тогда же отклонено Синодом, и никакого другого прошения преосвященный Дамаскин не подавал. Не было и самого заседания Синода 6/19 мая (указ о созыве Синода отсутствует), а все подписи под указом № 04/07/С были проставлены г-жой Митце компьютерным способом. Начиная с этого документа, подписи Первоиерарха и прочих преосвященных почти под всеми издававшимися «указами» стали фабриковаться секретаршей митр. Антония на компьютере. Церковь возвращалась к «виртуальным синодам», практиковавшимся прот. В. Жуковым, и глубоко порочной практике вмешательства женщин в  дела церковного управления, от которой с большим трудом нам удалось освободиться после Свечного Собора 2006 г. Все исходящие от митр. Антония «указы» были выполнены на бланках с неведомым нам и странным подзаголовком: «Российская Православная Церковь под омофором Высокопреосвященнейшего Антония», тогда как Московский Собор 2006 г. постановил (пункт 3) называть нашу Церковь названием «Российская Православная Церковь». В нарушение соборного решения, высокопреосвященный Антоний самочинно изменил это название. По существу, с  момента издания на таком бланке своего первого указа № 01/07/С он уже фактически являлся возглавителем антиканоничной структуры «Российская Православная Церковь под омофором Высокопреосвященнейшего Антония» - РосПЦ(А), всё более удаляющейся в раскол от Российской Православной Церкви - РосПЦ.
 Бесславным завершением организованных высокопреосвященным Антонием при участии г-жи Митце и архиеп. Виктора гонений на епископа Дамаскина и полным торжеством беззакония стал так называемый «Архиерейский собор» в г. Славянске-на-Кубани.  Прочно встав на  путь попрания канонов, высокопреосвященный Антоний  решил провести этот «собор» тайно от Церкви, и вместо издания указа о созыве Собора и опубликования его, разослал 1/14 июня с.г. всем преосвященным по электронной почте обычное письмо, назначая Собор на 12/25 июня 2007 г и даже  не указывая при этом повестки дня Собора. Причина отсутствия повестки состояла в том, что высокопреосвященный Антоний и его секретарша не хотели прежде времени раскрыть подлинную цель планировавшегося собрания - бессудная расправа с епископом Дамаскиным в стиле большевицких ревтрибуналов. Когда же преосвященный Дамаскин прислал Первоиерарху свой вариант повестки, то последний в грубой форме отверг её, мотивировав это необходимостью соборного разбирательства причин неисполнения епископом Дамаскиным  антиканоничного  «указа» № 03/07/С. Такими действиями высокопреосвященный Антоний вновь нарушил принцип соборности и попрал 34-е  Апостольское правило, отрицая за епархиальным архиереем его неотъемлемое право предлагать Архиерейскому Собору  тот круг вопросов церковной жизни, которые он считает необходимым и важным.
 Само архиерейское собрание, проходившее по сценарию архиеп. Виктора и госпожи Митце, нет никакой возможности назвать Архиерейским Собором, по причине абсолютно нецерковного и даже антицерковного характера всего, что на этом «Соборе» происходило. Вместо серьёзного обсуждения вопросов, продиктованных насущными церковными нуждами («Собор» так и не утвердил своей повестки), было организовано омерзительное судилище над епископом Дамаскиным без соблюдения не только элементарных принципов справедливости, но даже и внешнего вида законности. Не найдя ничего противоканонического в невыполнении преосвященным Дамаскиным Указа № 03/07/S, архиеп. Виктор, вместе со следовавшим у него на поводу высокопреосвященным Антонием и прочими епископами, за исключением преосвященного Иоанна, выдвинул против своего собрата новое обвинение: в распространении епископом Дамаскиным и «его окружением» так называемой «февральской ереси», а также в «хуле» на Новомучеников и Исповедников Российских. Не преуспев и в этом обвинении, группа архиеп. Виктора, вопреки протесту преосвященного Дамаскина и в нарушение канонических правил (Кирилла Александрийского 1, II Вселенского собора 6, IV Вселенского собора 21 и др.) пригласила на заседание «собора» Ирину Митце, которая, сев во главе стола и фактически возглавив заседание, в течение полутора часов предъявляла епископу Дамаскину одно клеветническое обвинение за другим.
Так и не доказав ни одного из предъявленных обвинений, группа архиереев, возглавляемая митр. Антонием и архиеп. Виктором, тем не менее, постановила перевести епископа Дамаскина с Центрально-Российской кафедры, а после его отказа  лишила его этой кафедры и отправила, согласно Указу № 05/07/S, на покой, с формулировкой «за распространение подложных книг нечестивых и антицерковной литературы, выражающейся в клевете и осуждении Свв. Новомучеников и Исповедников Российских».
Указ № 05/07/S (см. Приложение № 5) стал образцом канонического невежества его составителей. Если бы преосвященный Дамаскин действительно был виновен во всём, что предусматривают правила 60-е Апостольское и 63-е VI Вселенского Собора, то он подлежал бы извержению из сана и анафеме, но вместо этого ему была предложена другая кафедра (видимо для того, чтобы он и на новой кафедре занимался «распространением подложных книг нечестивых и антицерковной литературы»).
 Составители «указа» как-то совершенно забыли, что Высшая церковная власть не имеет права перемещать епископов без их согласия, если же они в чём-либо провинились, то тогда они подлежат не перемещению, а архиерейскому суду. Об этом говорят 21-е правило Антиохийского Собора и 14-е Правило святых Апостолов. Последнее предоставляет епископу право перейти на другую кафедру по «благословной причине», но вовсе не наделяет  Высшую церковную власть полномочиями перевода епископа в другую епархию, если он сам не согласен на это. Даже добровольный его переход  допускается только с согласия собора епископов и по сильнейшему убеждению ими самого архиерея, желающего такого перемещения.
  Епископ, в принципе, избирается на свою кафедру пожизненно. Авторитетный  толкователь канонических правил Матфей Властарь, поясняя этот принцип, различает перемещение и перехождение на другую кафедру, при этом первое бывает «когда кто-либо из выдающихся словом и мудростью и могущих утвердить колеблющееся благочестие переводится из меньшей Церкви в большую вдовствующую», а второе - «когда кто-либо из епископов, когда Церковь его занята язычниками, по воле местных епископов, перейдет в другую, праздную Церковь, ради ее здравомыслия относительно православия и знания церковных законов и догматов». Очевидно, что ничего похожего не было в случае преосвященного Дамаскина, поэтому его отказ перейти на другую кафедру совершенно законен, а «указ» № 05/07/S и последующие прещения против него абсолютно неканоничны. За отказ перейти с кафедры на кафедру столь тяжких санкций как запрещение в служении никакими канонами и правилами вообще не предусматривается, и в этом отношении группой митр. Антония – архиеп. Виктора совершено откровенное и вопиющее беззаконие. В схожей ситуации оказался в своё время священномученик митр. Иосиф Петроградский. За отказ перейти на Одесскую кафедру на него обрушились прещения митр. Сергия (Страгородского) и его «синода». Однако Церковь прославила митрополита Иосифа и осудила митр. Сергия. Мы не сомневаемся, что такое же осуждение ждет митр. Антония, архиеп. Виктора и их единомышленников, если они не остановятся на своем погибельном и разрушительном для Церкви пути.           
Последний вышедший от этой группы указ № 11/07/М от 16/29 июля 2007 г.  показывает, что эти люди продолжают упорствовать в своих заблуждениях и следовать по антиканоническому пути управления Церковью в духе бывш. митр. Сергия (Страгородского). Не случайно сей указ был обнародован в 80-ю годовщину предательской Декларации последнего. Ничего принципиально нового в этом «указе» не содержится - всё то же  каноническое невежество, в своём роде усовершенствованное, преумноженное и доведённое до полного безумия. Ибо если твёрдо держаться хотя бы какой-нибудь логики, даже в заведомо ошибочном или преступном деле, то нужно соблюдать известного рода порядок и последовательность. Согласно более раннему постановлению группы митр. Антония-архиеп. Виктора, преосвященный Дамаскин уже был «запрещён в священнослужении». Поэтому единственно разумным шагом для этих иерархов было бы, во-первых, подтвердить наложенное ими ранее наказание и, во-вторых, немедленно назначить суд над еп. Дамаскиным на предмет лишения его священного сана. Запретить в священнослужении дважды, не отменив прежде наложенного прещения, невозможно в принципе. Но эти архиереи вновь подвергли епископа  тому же наказанию, расписавшись тем самым в том, что прежнее их решение не имеет силы, а сами они полностью покинули каноническую почву и используют каноны только как ширму для прикрытия своих, разрушительных для Церкви действий.
Поэтому ссылка на каноны в связи с произведёнными епископом Дамаскиным хиротониями лишена всяких оснований. Епископ Дамаскин рукополагал новых клириков в своей епархии, поскольку официально не признал решений «Собора», в частности запретительного указа № 05/07/S. Преосвященный Дамаскин имел дело с еретичествующими архиереями и, в силу данного обстоятельства, не обязан был считаться с их иерархическим положением и с границами их епархий.
 Группа митр. Антония–архиеп. Виктора, издавая «указ» № 11/07/М,  засвидетельствовала им свою утрату последних остатков правомыслия, церковности  и канонического мышления. Обвинения в создании епископом Дамаскиным «самочинного сборища» являются безумными, ибо выдвинуты они группой людей, которые при внимательном рассмотрении, и при  духовном, а не буквенном прочтении 1-го правила святителя Василия Великого сами являются бесчинным сообществом, всё более коснеющим в грехе антицерковности и ереси народопоклонничества, насаждаемой архиеп. Виктором. Усвоение этой ереси большинством епископата, активное насаждение этой ереси со страниц официального Интернет-узла РосПЦ грозит  превратить Церковь из благодатного Дома Божия в потерявшую благодать политическую структуру, а это лишает всех нас спасения и ведет к утрате жизни вечной.
Как епископы Православной Церкви, мы несём наибольшую ответственность за сохранение чистоты Православной веры и Предания церковного во всей его неповреждённости. Мы обязаны стоять на страже этой веры и этого Предания и решительно пресекать любые попытки их искажения, с чьей бы стороны они не исходили. И потому мы не можем допустить, чтобы ложные человеческие мнения становились учением нашей Российской Православной Церкви.
Возлюбленные пастыри и боголюбивые мiряне Российской Православной Церкви!
Отступление от канонических правил имело место в истории Церкви неоднократно, и мы не стали бы отказываться от церковного единства со своими бывшими собратьями-архиереями только по причине какой-то явной несправедливости с их стороны или частного нарушения канонов. Антиканоничность их действий явилась лишь следствием их попытки подменить учение Св. Церкви своим еретическим лже-мудрованием, которое они могут навязать Церкви, лишь встав на путь попрания Св. канонов.  Так в истории Церкви было всегда, и все известные нам раскольники от Русской Церкви в ХХ веке, начиная от бывш. митр. Сергия (Страгородского) и кончая лже-митрополитом Лавром (Шкурла), потому и становились на антиканонический путь, что других путей для утверждения своей ереси у них не было. 
При этом нам надлежит помнить, что ересью становится любое мнение, пусть даже и совсем не касающееся вероучительных вопросов, но которое противоречит соборному разуму Церкви и Ея преданию и активно проповедуется и навязывается в качестве безусловной истины под угрозой применения прещений. «Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу...», - говорит Ап. Павел (Кол. 2. 8). Он же в другом послании предписывает всем верным: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2. 15). Поэтому никто не может отвергать апостольское и общецерковное святоотеческое предание без риска быть отсечённым от Церкви, или видимым действием архиерейской власти или невидимым судом Божиим.
Памятуя о необходимости хранить заповеданное Спасителем нашим единство Церкви, мы предприняли все зависящие от нас человеческие усилия, стремясь образумить митрополита Антония и архиепископа Виктора, отвратить их от погибельного пути, ведущего за ограду Церкви, и удержать их от раскола. Однако никакие наши увещания митр. Антонию и единомышленным с ним архиереям не возымели действия, не привели их к сознанию содеянного ими греха, не возбудили в них раскаяния и желания изгладить причиненное Церкви зло. Они настаивают на своей правоте и упорно не хотят признавать того, что выступили против предания РПЦЗ и Ея соборного мнения. В своих статьях архиеп. Виктор развивает идеи о невиновности русского народа в грехе революционного бунта против священного учреждения Православной Самодержавной Монархии и измены Государю-Мученику Николаю II. Вся ответственность за постигшую нашу многострадальную Родину катастрофу возлагается им на евреев, а прямым выводом из его теории является отказ от всенародного и всецерковного покаяния в названном грехе.
 Что может быть страшнее нераскаянности для человеческой личности? Любому, даже самому мало-мальски верующему человеку это понятно без всяких объяснений. Но разве менее страшно состояние нераскаянности для целой общности людей, для соборной личности, каковой является народ? Очевидно, что грех коллективной нераскаянности гораздо страшнее. И это очень хорошо понимали подвижники благочестия нашей Русской Церкви. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский взывал к нашему народу о покаянии  и предрекал неизбежные бедствия, если такового не произойдёт. Святитель Иоанн Шанхайский учил и настаивал на том, что тяжелейшие страдания русского народа являются карой Божией за его отступление от Бога и неверность Царю – Помазаннику Божию. В  том же духе высказывались Первый и Второй Всезарубежные Соборы РПЦЗ, святитель Филарет (Вознесенский). После прославления Новомучеников и Исповедников Российских и Святых Царственных Мучеников, в РПЦЗ были написаны им службы, где совершенно однозначно проводилась мысль о виновности русского народа и справедливости постигшего его наказания. Таким образом, литургические тексты Церкви, которые, как известно, являются неотъемлемой частью Ея Предания, свидетельствуют против изобретателей нового лже-учения, продолжающих пользоваться этими текстами.
 Всякая крайность опасна даже в делах житейских. Тем паче опасна она в вопросах духовной и церковной жизни. Любовь к русскому народу – совершенно понятное и абсолютно необходимое качество архиерея Российской Церкви. Но любовь эта не может и не должна помрачать разум. Когда народу приписываются почти божественные свойства и законное преклонение перед его духовным величием превращается в народопоклонничество, речь нужно вести уже не о любви, а о погибели человеческих душ, увлечённых такой еретической крайностью.
Предоставить возможность митр. Антонию, архиеп. Виктору и их сторонникам не только самим погибать, но и беспрепятственно губить своим суемудрием идущую за ними паству мы, как архипастыри, призванные дать ответ Пастыреначальнику Христу за вверенных нашему блюстительству словесных овец Христовых, не имеем права.  А потому со всей ответственностью  перед  Богом и перед Церковью заявляем, что, еретичествующая группа митр. Антония-архиеп. Виктора отпала от полноты Российской Православной Церкви, и организованный ею  «Синод» не является Архиерейским Синодом Российской Православной Церкви, а представляет собой неканоничную структуру, созданную для придания видимости законности этому еретичествующему новообразованию, возглавляемому  митр. Антонием (Орловым). Мы порываем с этой группой молитвенное и церковное общение и призываем всех верных последовать нашему примеру, чтобы не подпасть одинаковому  осуждению с этими людьми.
Беря в пример человеколюбие Спасителя нашего Бога, мы оставляем, однако, время на вразумление и исправление этих заблудших епископов, и готовы принять их с покаянием  в сущем сане в течение года с момента опубликования нашего послания. По истечении же указанного срока над ними, согласно канонам Церкви, полномочным Собором православных архиереев будет произведен суд на предмет осуждения их ереси, анафематствования её и окончательного отлучения этой группы от Церкви Христовой.
Да смилостивится над ними всещедрый Господь наш и «даст им покаяние к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю». (2 Тим. 2:25)
 Вас же, отцы, братие и сестры да сохранит Он во всяком благочестии и непоколебимом стоянии в верности Церкви Христовой и Ея учению.
 
24 июля/06 августа 2007 г
 
+ Преосвященный Дамаскин,
епископ Орловский и Центрально-Российский
 
+ Преосвященный Иоанн,
епископ Запорожский и Малороссийский
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
  
  
 
 
 
 
   
 
 
Приложение № 5