Память его в род и род
Миновал сороковой день с тех пор, как преставился наш Блаженнейший Первоиерарх Митрополит Виталий. Преставился и был представлен своему Создателю, которому многие десятилетия служил как добрый воин Христов (2 Тим. 2, 3). Теперь его душа определена до дня Страшного Суда. И хотя Божие определение о ней нам не известно, все, кто знал Владыку лично, кто имел счастье утешаться его беседами и проповедями, согреваться светом веры и благочестия, который излучала его личность, верят, что он унаследовал блаженную вечность с ангелами и всеми святыми.
Кем был четвёртый Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей? Прежде всего, истинным архипастырем. Начало его пастырства ознаменовалось суровыми испытаниями, принесёнными Второй мировой войной. Будущий Митрополит РПЦЗ посещал лагеря с советскими рабочими, устраивал для них богослужения, поддерживал и утешал людей, оказавшихся на немецкой каторге. Вскоре ему пришлось спасать их от выдачи на родину в руки красных извергов. Сотни душ избежали тогда смерти и тяжких страданий в лагерях торжествующего большевизма. Сам пастырь (в то время – иеромонах Виталий) сильно рисковал, но по заповеди евангельской, не убоялся положить душу свою за овец. Он полагал её и потом, в каждодневных делах созидания церковной жизни, в Южной Америке, в Канаде, по всему зарубежью и, наконец, в России. И всегда он стремился вести Церковь узким путём исповедничества и правды.
Основав на таком прочном фундаменте всю свою жизнь и служение, Владыка Виталий достиг вершины славы, став сначала Главой зарубежной части Русской Церкви. Едва ли кто-то мог себе представить 20 лет назад, что ему выпадет и большая честь. После краха богоборческого советского режима в России, выяснилось окончательно, что официальная церковь, Московская патриархия, не пленена внешней, чуждой ей силой, а совершенно добровольно покорилась антихристианству и потому не является Церковью Христовой. Почти ничего не осталось и от Катакомбной Церкви. Певоиерарх РПЦЗ фактически возглавил всю полноту Русского Православия.
Он нёс этот тяжелейший крест до конца. Нёс его в сложнейших условиях всемирной апостасии и отступления, постепенно назревавшего в недрах самой РПЦЗ. Уже будучи 92-х летним старцем, Владыка Виталий претерпел гонение от лжебратий, пытавшихся выдать его за умалишённого и подвергнувших своего Первоиерарха принудительному медицинскому освидетельствованию. Но Бог посрамил гонителей через тех, на кого они возлагали свои надежды – мирских врачей. Впрочем, отчасти гонители угадали, вера Митрополита являлась тем драгоценным «безумием», о котором говорит Апостол Павел: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих… А мы проповедуем Христа распятаго, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1. 20-24). То, что совершил в 2001 г. Владыка Виталий, нашедший в себе силы противостать большинству и восстановить православный епископат, для многих, утративших подлинную веру, было безумием. Однако для истинной Русской Церкви это стало настоящим подвигом, позволившим ей сохранить преемство епископской благодати.
Очередного испытания блаженный старец не смог перенести. У всякого, даже очень сильного человека, есть предел духовных и телесных сил. Преступное и бесчеловечное желание манипулировать волей и сознанием Митрополита закончилось его смертью. Он ушёл, как уходят воины, захваченные и убитые врагом за отказ совершить предательство: мучительно, претерпевая боль, но – достойно. То есть, в конечном итоге, именно так, как сам того желал. Группа несчастных, потерявших совесть мирян, вдохновляемая и руководимая в своих действиях священником, не смогла сделать из него послушную игрушку в своих руках.
Кто-то сейчас, наверное, упрекает блаженно почившего старца в недостаточно твёрдой церковной позиции, в богословских и канонических ошибках. Да, конечно, ошибки были. Но разве их не было у других наших Митрополитов? Разве не знаем мы примеров заблуждений и грехов у знаменитых иерархов, причисленных Церковью к лику святых? Нет среди смертных такого, «иже жив будет и не согрешит». Не ошибки определяли сущность первоиераршего служения Митрополита Виталия, а непоколебимая верность правде Божией, насколько открывалась она его духовному взору. Он являлся последовательным продолжателем дела своих великих предшественников. РПЦЗ, возглавляемая своим четвёртым Первоиерархом, шла путём сознательного сопротивления гуманистическим соблазнам современного мира, жёсткого неприятия ересей экуменизма и сергианства. Уже перед самым лавровским расколом, на Архиерейском Соборе 1998 г., наш Митрополит потребовал, чтобы разыскали подлинный текст анафемы 1983 г. И когда выяснилось, что таковой куда-то «благополучно» исчез из синодального архива, Владыка настоял, чтобы присутствующие архиереи подписали его копию, подтвердив тем самым верность РПЦЗ своему прежнему отношению к всеереси экуменизма. В дни страшного раскола 2001 года сей документ стал прочным духовно-каноническим основанием для восполнения епископата и создания нового Синода РПЦЗ, взамен вероотступнического лавровского. Нет нужды пересказывать содержание многих бесед и проповедей Митрополита Виталия, в которых он неизменно обличал антиправославную сущность Московской патриархии и убеждал собственную паству хранить верность Святому Православию. Хочется думать, что их ещё не успели забыть.
Мы и теперь можем читать и слушать его архипастырское слово. Какая это замечательная евангельская простота, какое глубокое отличие от искусственных речей иных проповедников! В слове Митрополита Виталия нет фальши. Потому что его говорит человек, имевший в своём личном духовном опыте то, о чём он рассуждает. Просто, но по существу, с огромной силой убеждения Владыка касался самых различных предметов, и находил им духовную оценку. Он жил тем, что проповедовал, и это был несомненный Божий дар.
Ушедший от нас в лучший мир Первоиерарх, являлся связующим звеном между прошлым великой страны, Российской Империи, которую он покинул десятилетним отроком, вместе с Белой Армией, в 1920 г., и прискорбным настоящим русского народа и его Церкви. Через него мы стали законными наследниками и преемниками всей полноты Православия, принесённого более тысячи лет назад на нашу землю. В огромной степени благодаря ему в наших сердцах воссиял свет истинной веры. Воздадим же за это нашему Владыке тёплой молитвой и благодарной памятью!
Упокой Господи душу раба Твоего Митрополия Виталия, Первоиерарха Православныя Российския Церкве!
Алексей Лебедев.
г. Курск.
23 октября/05 ноября 2006 г.