1. Еще другіе, можетъ быть, отторгшіеся отъ такъ называемыхъ ѳоеодотіанъ, называютъ себя мелхиседекіанами. Они прославляютъ Мелхиседека, о которомъ говорится въ Писаніяхъ, признавая его нѣкоею великою силою, также по заблужденію своему утверждаютъ; что онъ находится горѣ въ неименуемыхъ мѣстахъ, какъ будто онъ не только нѣкая сила, но и выше Христа. А о Христѣ думаютъ, что Онъ просто пришелъ и удостоенъ Мелхиседекова чина, и это — на основаніи изреченія, въ которомъ сказано: Ты іерей во вѣкъ по чину Мелхиседекову (Псал. 109, 4); посему, говорятъ, Христосъ ниже Мелхиседека. Ибо если бы Онъ состоялъ не во второмъ нѣкоемъ порядкѣ; то не нуждался бы въ Мелхиседековомъ чинѣ. А о самомъ Мелхиседекѣ говорятъ, что онъ безъ отца, безъ матере, безъ причта рода (Евр. 7, 3), и хотятъ подтвердить это посланіемъ святаго Павла къ евреямъ. А еще, обманывая самихъ себя, лживо вымышляютъ для себя книги.

Но изъ тѣхъ же самыхъ словъ получаетъ начало и опроверженіе сихъ еретиковъ. Ибо когда Давидъ пророчественно говоритъ о Господѣ, что Онъ поставляется священникомъ по чину Мелхиседекову; то этимъ самымъ божественное Писаніе раскрываетъ то, что Христосъ будетъ священникомъ. Ибо находимъ, что апостолъ тотчасъ же говоритъ: уподобленъ Сыну Божію, пребываетъ священникъ выну (Евр. 7, 3). А если уподобленъ Сыну Божію: то не равенъ Сыну Божію. Ибо какъ рабъ можетъ быть равенъ Владыкѣ? Мелхиседекъ былъ человѣкъ; а безъ отца, безъ матере, не потому, что не имѣетъ отца или матери, но потому, что въ божественномъ Писаніи они не поименованы со всею очевидностію. Да и многихъ ввело въ обольщеніе то, чтó есть въ божественномъ Писаніи самаго глубокаго, преславнаго, и превышающаго естественное человѣческое разумѣніе. Такъ жители Петры Аравійской, называемой Рокомъ и Едомъ, удивляясь божественнымъ знаменіямъ Моисея, нѣкогда изобразили его образъ, и въ заблужденіи стали покланяться ему. Но не этотъ праведникъ былъ для нихъ виновникомъ сего, а напротивъ того заблужденіе ихъ въ разсужденіи праведника, при невѣжествѣ, привело ихъ къ ложному представленію о дѣлѣ. Въ Севастіи же, называвшейся нѣкогда Самаріею, обоготворивъ дочь Іефѳая, ежегодно совершаютъ празднество въ честь ея. Такъ и эти еретики, слыша преславныя и мудрыя изреченія Писанія, впали въ неразуміе, и чрезмѣрно превознесшись разумомъ, оставили путь истины, и всѣмъ могутъ быть обличены въ томъ, что составили себѣ басни.

2. Ибо у нѣкоторыхъ и указаны отецъ и мать Мелхиседека; но этого нѣтъ по признаннымъ и принятымъ писаніямъ. А иные говорили, что отца его звали нѣкіимъ Иракломъ, а мать — Астарѳъ, а также — Асторіаною. Происходилъ онъ отъ одного изъ туземцевъ, обитавшихъ въ то время на равнинѣ Савинъ (Быт. 14, 17). Городъ же назывался Салимомъ; объ этомъ городѣ одинъ пишетъ такъ, а другой иначе. Одни говорятъ, что это нынѣ называемый Іерусалимъ, нѣкогда называвшійся Іевусъ. А другіе говорили, что есть какой-то другій Салимъ на полѣ Сикимскомъ, напротивъ, нынѣ такъ называемаго, Неаполя. Итакъ изъ этого ли онъ былъ города, или изъ того (мѣста сіи не въ дальнемь разстояніи одно отъ другаго), все равно; изложеніе показываетъ, въ чемъ состояло дѣло. Ибо сказано: изнесе Аврааму хлѣбы и вино: и бяше священникъ Вышняго въ то время; Онъ благослови Авраама, и получилъ отъ него десятину (Быт. 14, 18-20). Ибо рабъ Божій долженъ былъ воздать честь священнику Вышняго, и, поелику отъ самого Авраама имѣло произойти священство обрѣзанное, то напередъ Авраамъ долженъ былъ сдѣлать приношеніе священнику, священнодѣйствующему въ необрѣзаніи, чтобы уничижено было всяко возношеніе взимающееся на разумъ Божій (2 Кор. 10, 5), и обрѣзаніе, похваляясь священствомъ, не могло говорить противъ священства во святой Божіей Церкви, которое не наблюдаетъ плотскаго обрѣзанія или необрѣзанія, но имѣетъ высшее и совершеннѣйшее обрѣзаніе — баню пакибытія. Ибо если Авраамъ принесъ десятину Мелхиседеку, а потомки Авраама приносятъ ее Левію и Аарону; и послѣ того времени, какъ опять стало быть обрѣзанное священство Аарона и сыновъ его по преемству, спустя двенадцать родовъ отъ рожденія Левія, и семь1 отъ начала Ааронова преемства, Писаніе устами Давида сказуетъ, что возстанетъ священство Мелхиседеково: то естественно Писаніе симъ показало, что чинъ священническій не останется за древнимъ обрѣзаннымъ священствомъ. Ибо оно прелагается въ священство, предшествовавшее священству Левіину и Ааронову, священство по чину Мелхиседекову. Сіе-то2 священство, со времени Господня пришествія во плоти и доселѣ, отправляется нынѣ въ Церкви, при чемъ уже не сѣмя избирается но преемству, но требуется образецъ добродѣтели.

3. Ибо первое священство совершается въ необрѣзаніи Авелемъ, а также и слѣдующее за нимъ — Ноемъ, и третье — Мелхиседекомъ, который былъ священникомъ Божіимъ не въ обрѣзаніи, но въ совершенной правдѣ и добродѣтели, по плоти же въ необрѣзаніи. И что Мелхиседекъ былъ человѣкъ, это открываетъ самъ святый апостолъ Божій въ посланіи; говоритъ же онъ такъ: не причитаемый же родомъ къ нимъ, одесятствова патріарха (Евр. 7, 6). Посему явно, что не къ нимъ, а къ другимъ причитается родомъ. А сколько другихъ, которыхъ родословія не весьма явны? Даніилъ, Седрахъ, Мисахъ, Авденаго, Илія Ѳесвитянинъ. Ибо во всѣхъ священныхъ книгахъ нигдѣ не указаны ихъ отцы или матери. Но чтобы и по сему поводу не произошло какого либо заблужденія, не отяготимся сказать, чтó узнали мы изъ преданій. Ибо мы нашли, что отецъ Даніила — нѣкто, такъ называемый, Саваа. А также мы нашли происхожденіе и родъ Иліи, который я изложу въ такой связи: Илія Ѳесвитянинъ былъ братъ священника Іодая, очевидно, и самъ былъ изъ священниковъ, а сынъ былъ Ахимаама; а Ахимаамъ сынъ Садока; Садокъ сынъ Ахитова, сына Аморіина; Аморія сынъ Моріи3; Морія сынъ Зары4, сына Аазіина; Аазія сынъ Финееса; Финеесъ сынъ Елеазара; Елеазаръ сынъ Аарона священника; а извѣстно, что Ааронъ сынъ Амрама; Амрамъ сынъ Кааѳа; Кааѳъ сынъ Левія; Левій третій сынъ Іакова; а Іаковъ братъ Исава, сынъ же Исаака; Исаакъ сынъ Авраама. Въ священныхъ же книгахъ родословія ихъ указаны не совсѣмъ ясно; а по отношенію къ Иліи указаны только части родословія въ книгѣ Паралипоменонъ5. Естественныхъ же отцовъ трехъ отроковъ: Седраха, Мисаха и Авденаго мы не нашли ни въ преданіяхъ, ни въ подложныхъ книгахъ. Посему что намъ сказать? Неужели и они, то есть, Седрахъ, Мисахъ и Авденаго, поведутъ насъ къ тому ложному представленію, что мы будемъ умозаключать, чего не слѣдуетъ, и чрезмѣрно дивиться каждому изъ нихъ, заключая, что они не имѣютъ ни отцовъ, ни матерей? Но да не будетъ сего. Ибо намъ указаны предѣлы, и основанія, и зданіе вѣры, и преданія апостоловъ, и святыя Писанія, и преемства учителей; и истина Божія отвсюду ограждена. И никого не должны вводить въ обманъ новыя басни.

4. Но возвращусь снова къ предположенному, то есть, къ тому, что ложно представляютъ себѣ сіи еретики о Мелхиседекѣ. А именно, хотя очевидно, что праведникъ сей былъ святъ, былъ священникомъ Божіимъ и царемъ салимскимъ; но не такаго Салима былъ царемъ, который на небѣ, и не съ неба сошелъ. Ибо никтоже взыде на небо, токмо сшедый съ небесе, Сынъ человѣческій (Іоан. 3, 13), говоритъ святый и неложный Богъ Слово. А когда божественное Писаніе подтверждаетъ и Духъ ясно учитъ о чинѣ Мелхиседековомъ; то симъ ясно указано на перемѣну священства послѣ ветхой синагоги и древняго учрежденія въ учрежденіе превосходнѣйшее и высшее, не соединенное съ участіемъ въ плотскомъ преемствѣ. Ибо у сего святаго Мелхиседека уже не было послѣ него преемства, а также и прекращенія священства; онъ пребывалъ священникомъ во все время своей жизни, и еще въ Писаніи зовется священникомъ, потому что никто не былъ его преемникомъ, никто не нарушилъ его священства во время его служенія. Такъ и Господь нашъ, не человѣкъ, но Богъ, святое Слово Божіе, Сынъ Божій рожденный безначально и внѣ времени, вѣчно сущій со Отцемъ, а ради насъ сдѣлавшійся человѣкомъ отъ Маріи, а не отъ сѣмени мужескаго, священствуетъ предъ Отцемъ, пріявъ человѣческое смѣшеніе, чтобы стать за насъ священникомъ по чину Мелхиседекову, то есть, по такому чину, который не имѣетъ преемства. Ибо пребываетъ непрестанно приносящимъ за насъ дары, сперва принесши Самаго Себя на крестѣ, чтобы разрушить всякую жертву ветхаго завѣта, и въ то же время священнодѣйствуя совершеннѣйшую и живую жертву за весь міръ, — Самъ жертва, Самъ заколеніе, Самъ священникъ, Самъ жертвенникъ, Самъ Богъ, Самъ человѣкъ, Самъ царь, Самъ первосвященникъ, Самъ овча, Самъ агнецъ, сдѣлался всѣмъ во всемъ за насъ, чтобы всячески стать жизнію для насъ, и твердыню Своего священства содѣлать на вѣки неподвижною, уже не раздавая оное но тѣлесному происхожденію и преемству, но давая сохраняться оному во Святомъ Духѣ по оправданію.

5. Но и другіе еще, говорящіе о семъ Мелхиседекѣ, имѣютъ ложное представленіе о немъ: ибо судятъ по плоти, а не разумѣютъ духовно того, чтó сказано святымъ апостоломъ въ семъ самомъ посланіи къ евреямъ. Такъ, египетскій ересеначальникъ Іераксъ думаетъ, что сей Мелхиседекъ есть Духъ Святый, потому что, какъ сказано, уподобленъ Сыну Божію, пребываетъ священникъ выну (Евр. 7, 3); и это — какъ бы на основаніи изреченія, сказаннаго святымъ апостоломъ: Духъ же ходатайствуетъ о насъ воздыханіи неизглаголанными. Знающій же мудрованіе Духа, вѣсть, яко о избранныхъ ходатайствуетъ предъ Богомъ (Рим. 8, 26-27). Но и этотъ ересеначальникъ совсѣмъ уклонился отъ надлежащаго. Ибо Духъ никогда не облекался плотію; а если не облекался плотію, то не могъ быть царемъ салимскимъ и священникомъ какаго либо мѣста. Но въ свое время, когда буду составлять опроверженіе сего Іеракса и его ереси, пространно изложу это; теперь же буду держаться порядка. А сколько и другіе имѣютъ ложныхъ представленій о семъ Мелхиседекѣ!

6. Самаряне почитаютъ его сыномъ Ноя, Симомъ. Но и они окажутся заслуживающими осмѣянія. Ибо божественное Писаніе, все благоустроенно утверждая, всячески оградило истину, не напрасно расположивъ времена въ порядкѣ, и перечисливъ лѣта жизни каждаго изъ отцовъ и преемства. Ибо, когда Аврааму было около осмидесяти осми, или и девяноста лѣтъ (больше или меньше)6: тогда встрѣтилъ его Мелхиседекъ и вынесъ ему хлѣбы и вино, загадочно прообразуя таинства, а именно: образы Господа нашего, Который говоритъ: Азъ есмь хлѣбъ животный (Іоан. 6, 51), и образы крови Его, истекшей изъ ребра Его во очищеніе оскверненныхъ и въ окропленіе и спасеніе душъ нашихъ. А отецъ Авраамовъ Ѳарра роди Авраама на семидесятомъ году (Быт. 11, 26); всего стало около ста шестидесяти лѣтъ (больше или меньше). Нахоръ роди Ѳарру, семидесяти девяти лѣтъ (Быт. 11, 24); стало двести тридцать девять лѣтъ. Серухъ роди Нахора, ста тридцати лѣтъ (Быт. 11, 22); стало триста шестдесятъ девять лѣтъ. Рагавъ роди Серуха, ста тридцати двухъ лѣтъ (Быт. 11, 20); стало пятсотъ одинъ годъ. Фалекъ роди Рагава, ста тридцати лѣтъ (Быт. 11, 18); стало шестсотъ тридцать одинъ годъ. Еверъ роди Фалека на сто тридцать четвертомъ году своей жизни (Быт. 11, 16); стало семсотъ шестдесятъ пять лѣтъ. Сала роди Евера на сто тридцатомъ году своего возраста (Быт. 11, 14); стало осемсотъ девяносто пять лѣтъ. Кина7 родилъ Салу на сто девятомъ8 году своей жизни; стало тысяча четыре года. Арфаксадъ ста тридцати пяти9 лѣтъ родилъ Кину (Быт. 11, 12); стало тысяча сто тридцать девять лѣтъ. А выше упомянутый Симъ, о которомъ самаряне ложно представляютъ, будто онъ Мелхиседекъ, родилъ Арфаксада на сто второмъ10 году своей жизни. Всего стало тысяча двести сорокъ одинъ годъ, до того времени, когда Авраамъ встрѣтился съ Мелхиседекомъ, возвратясь отъ сѣча (Быт. 14, 17) царей: Амфара11, Аріоха, Ходоллогомора, Ѳагара12, Варсы и Симовора. Но Симъ не жилъ столько лѣтъ, согласно ихъ вздорному представленію, но ста двухъ13 лѣтъ роди Арфаксада, во второе лѣто по потопѣ: и поживе послѣ сего лѣтъ пятьсотъ, какъ говоритъ божественное Писаніе, и роди сыны и дщери: и умре (Быт. 11, 10-11). Посему, если онъ жилъ шестсотъ два года, и скончался: то какъ онъ могъ достигнуть тысяча двести сорокъ одного года, чтобы можно было этимъ еретикамъ Сима, сына Ноя, который жилъ за десять родовъ до Авраама, спустя десять родовъ и тысячу двести сорокъ одинъ годъ называть Мелхиседекомъ? О какъ велико заблужденіе сихъ людей! По счету же другихъ списковъ, со времени Сима до выше указаннаго времени встрѣчи Авраама съ Мелхиседекомъ, которая была на восемдесять осмомъ или девяностомъ году жизни Авраама, выходитъ около шестисотъ двадцати осми лѣтъ (больше или меньше), такъ что во всякомъ случаѣ Симъ не могъ дожить до выше указаннаго времени Авраама, чтобы можно было его почитать Мелхиседекомъ. И совсѣмъ пало пошлое мнѣніе самарянъ.

7. Еще іудеи говорятъ, что хотя Мелхиседекъ праведенъ и добръ и священникъ Вышняго (Быт. 14, 18), какъ сказано въ божественномъ Писаніи, — но онъ сынъ блудницы, и потому говорятъ, не написано о его матери, и отецъ его неизвѣстенъ. Но не состоятельно и безумное мнѣніе этихъ. И Раавъ была блудница, и упомянута въ Писаніи (Нав. 2, 1); записаны и Замврій, блудодѣйствовавшій, а съ нимъ и Хазві (Числ. 25, 14-15), хотя она и чужая, и не отъ Израилева рода ведетъ происхожденіе. И всякій не дверми входяй, какъ сказало святое Евангеліе, разбойникъ, а не подлинно пастырь (Іоан. 10, 1).

Собственно же въ Церкви нѣкоторые различно полагаютъ о семъ Мелхиседекѣ. Ибо одни думаютъ, что это собственно Сынъ Божій явился тогда Аврааму въ видѣ человѣка. Но и сіи удаляются отъ истины: ибо никто никогда не можетъ дѣлаться подобнымъ самому себѣ, какъ говоритъ божественное Писаніе о Мелхиседекѣ: уподобленъ Сыну Божію, пребываетъ священникъ выну (Евр. 7, 3). А подлинно не причитаемый родомъ къ нимъ, Авраама одесятствова (Евр. 7, 6); потому что не къ нимъ, то есть, израильтянамъ, причитается родомъ, а ведетъ родъ свой отъ другихъ людей. Сдѣланное нами перечисленіе всего этого мы привели на память по поводу сей ереси, и разсказали о семъ въ видѣ уклоненія въ сторону.

8. Выше упомянутая ересь возноситъ и приношенія во имя сего Мелхиседека, учитъ, будто онъ вводитель къ Богу, и говоритъ, что чрезъ него должно дѣлать приношенія Богу, потому что онъ князь правды, на сіе самое поставленный отъ Бога на небѣ, какъ духовный и назначенный быть священникомъ. И мы, говорятъ, должны14 дѣлать приношенія ему, чтобы имъ сдѣлано было приношеніе за насъ, и мы чрезъ него обрѣли жизнь. И Христосъ, говорятъ, избранъ на то, чтобы призвать насъ со многихъ путей15 къ сему единственному вѣдѣнію, и сдѣланъ помазанникомъ и избранникомъ Божіимъ, потому что отвратилъ насъ отъ идоловъ, и указалъ намъ сей путь. А посланный Имъ апостолъ открылъ намъ, что Мелхиседекъ великъ и пребываетъ священникомъ во вѣкъ. И: видите, еликъ сей (Евр. 7, 4), и: меншее отъ высшаго благословляется (Евр. 7, 7); потому, говорятъ, благословилъ и патріарха Авраама, какъ высшій. Въ его-то таинства посвящаемся мы, чтобы и намъ самимъ получить отъ него благословеніе.

9. И о какъ пустъ всякій еретическій образъ мыслей! Ибо вотъ и эти еретики отметаются своего Владыки, искупльшаго ихъ (2 Петр. 2, 1) Своею кровію. Онъ не отъ Маріи получилъ начало бытія, какъ они думаютъ, но есть, присносущій у Отца, Богъ-Слово, рожденный отъ Отца безначально и внѣ времени, какъ учитъ все Писаніе. И рече Отецъ: сотворимъ человѣка по образу Нашему и по подобію (Быт. 1, 26). Рече не Мелхиседеку: ибо хотя онъ и священникъ Бога вышняго (Быт. 14, 18), но имѣлъ свой собственный родъ, и не имѣлъ послѣ себя преемниковъ, а не свыше, съ неба снизшелъ. Ибо Писаніе не сказало, что онъ снесъ свыше Аврааму хлѣбъ и вино, но: изнесе ему и бывшимъ съ нимъ, когда принималъ патріарха, возвращавшагося послѣ побѣды царей, и благослови (Быт. 14, 18-19) его за его правду, вѣрность, и за богобоязненность сего мужа, потому что патріархъ, бывъ искушенъ всячески, ни въ чемъ не отступилъ отъ правды. Но и въ семъ дѣлѣ Авраамъ имѣлъ Бога содѣйственникомъ противъ дѣйствительно нашедшихъ на землю Содомскую и захватившихъ и племянника его святаго Лота, котораго и возвратилъ онъ со всѣмъ заграбленнымъ у него и со всею захваченною добычею. И чѣмъ не можемъ доказать, что Сынъ всегда былъ съ Отцемъ? Ибо въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ у Бога, и Богъ бѣ Слово (Іоан. 1, 1). А не сказано: въ началѣ бѣ Мелхиседекъ, или: Богъ бѣ Мелхиседекъ. И еще: итакъ пришелъ Господь къ Аврааму; и одожди Господь отъ Господа огнь и жупелъ на Содомъ и Гоморръ (Быт. 19, 24). И самъ апостолъ говоритъ: единъ Богъ, изъ Негоже вся: и единъ Господь Іисусъ Христосъ, Имже вся (1 Кор. 8, 6). И пусть никто не говоритъ: гдѣ же Духъ Святый, потому что сказано объ одномъ и еще одномъ? Не должно было Духу самаго Себя выставлять на видъ: ибо божественное Писаніе всегда соблюдаетъ то, чтобы быть образцемъ для насъ. Отъ Духа Святаго апостолъ вѣщалъ и говорилъ: единъ Богъ, изъ Негоже вся: и единъ Господь Іисусъ Христосъ, Имже вся. Говоря это, онъ былъ во Святомъ Духѣ. Потому нѣтъ недостатка въ Троицѣ. Самъ же Господь ясно говоритъ: идите, крестите вся языки во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матѳ. 28, 19). А еще апостолъ говоритъ: единъ же есть Духъ, раздѣляя коемуждо на пользу, якоже хощетъ (1 Кор. 12, 11). Итакъ вотъ Отецъ, вотъ Сынъ, вотъ Духъ Святый; и нигдѣ не сказано о Мелхиседекѣ, что онъ подается въ дарованіяхъ, или что принадлежитъ къ превыспреннему міру. И напрасно еретиками гласно распространяются лживыя и вымышленныя претыканія, которыя не отъ истины къ нимъ приходятъ, но даже нашептываются имъ дракономъ, потому что онъ возъимѣлъ силу каждую ересь ввести въ обманъ и заблужденіе.

А также16 дошло до насъ, что нѣкоторые, заблудившись еще болѣе всѣхъ, о которыхъ выше сказано, и воздымаясь еще болѣе тщеславною мыслію, осмѣлились обратиться къ безвыходнымъ размышленіямъ, доити до хульной мысли, и сказать, будто сей самый Мелхиседекъ — Отецъ Господа нашего Іисуса Христа. О какъ неосторожна мысль человѣческая, и какъ вдается въ обманъ и неустойчиво въ истинѣ сердце человѣческое! На основаніи словъ апостола о Мелхиседекѣ, что онъ безъ отца, безъ матере, безъ причта рода (Евр. 7, 3), эти еретики, заблудившись мыслію по причинѣ чрезвычайности выраженія, и помысливъ, что слова эти соотвѣтствуютъ Отцу всяческихъ, сами отъ себя вообразили себѣ хульное заблужденіе. На томъ основаніи, что Отецъ всяческихъ, Богъ вседержитель не имѣетъ ни отца, ни матери, ни начала днемъ, ни животу конца (Евр. 7, 3) (ибо это всѣми признано), уподобили Ему Мелхиседека, потому что о Мелхиседекѣ сказано это апостоломъ, и впали въ безумную хулу, не думая о томъ, чтó инаго сказано о Мелхиседекѣ. Ибо о немъ сказано, что онъ былъ священникъ Вышняго (Евр. 3, 1). Посему, если онъ вышній и отецъ, то, какъ священникъ другаго Вышняго, уже не можетъ быть самъ Отцемъ всяческихъ, въ санѣ священника другаго Вышняго. О грубость человѣческая, не понимающая истины, но обращающаяся къ заблужденіямъ! Святый апостолъ, сводя къ концу разрѣшеніе всего вопроса, сказалъ: не причитаемый же родомъ къ нимъ, а, очевидно, причитаемый къ другимъ, одесятствова Авраама (Евр. 7, 6), а также: иже17 во днехъ плоти своея творилъ моленія и молитвы къ Могущему спасти его (Евр. 5, 7), но извѣстно, что Отецъ не облекался плотію.

Но, достаточно изложивъ о сихъ еретикахъ, оставимъ эту ересь, побивъ ее, какъ небольшую землеройку камнемъ, твердынею крѣпкой вѣры, и избѣжимъ ядовитой ея заразы. Ибо о землеройкѣ разсказываютъ, что, когда она кусаетъ, то на тотъ часъ не дѣлаетъ вреда тому, кого укуситъ, но спустя нѣсколько времени губитъ тѣло, такъ что всѣ члены подвергшагося ея угрызенію покрываются струпами проказы. Такъ и эта ересь на первый разъ услышавшимъ о ней кажется ничтожною по своимъ мнѣніямъ; но продолжительная остановка на еретическомъ ученіи, оставляя но себѣ слѣды, пораждаетъ вопросы и какъ бы пагубу въ тѣхъ, у кого нѣтъ въ пособіе такаго противоядія, каково это, составленное нами, опроверженіе сей ереси и возраженіе противъ нея. Но это животное не спѣшитъ показываться: оно ходитъ ночью, и такимъ образомъ причиняетъ вредъ, особенно же въ странѣ Египетской. Почему отъ тѣхъ, кому извѣстны свѣдѣнія о семъ животномъ, можно знать, что не безъ дѣла и не вопреки истинѣ мы припомнили о семъ животномъ, принявъ оное за подобіе вреда отъ сей ереси: ибо таково мученіе, причиняемое симъ животнымъ. Но перейду по порядку къ другимъ ересямъ, чтобы, сподобившись силою Божіею исполнить обѣщаніе, воздать благодарность Богу.


Примѣчанія:
1 Петавій по сему случаю приводитъ на память, что Садокъ, первосващенствовавшій при Давидѣ, былъ десятымъ послѣ Аарона. Подобная же неточность въ счетѣ повторяется и въ родословіи пророка Иліи, помѣщенномъ въ слѣдующей за сею главѣ.
2 По венеціанскому списку, согласно съ которымъ переведено это мѣсто: ἔι τις; вѣроятно, это читается ошибкою, вмѣсто ἥτις, какъ и исправляетъ Диндорфъ въ своемъ изданіи.
3 По венеціанскому списку: Аморіи; но по другимъ спискамъ: Моріи.
4 По венеціанскому списку: Разазы; но по другимъ спискамъ: Зары, и это имя ближе къ соотвѣтствующему имени въ книгѣ Паралипоменонъ по переводу семидесяти, нежели первое.
5 Св. Епифаній, безъ сомнѣнія, имѣетъ въ виду 1 Пар. 6, 1-9. Но 1) родословная линія, описываемая св. Епифаніемъ, короче той линіи, которая описана въ книгѣ Паралипоменонъ: опущены нѣкоторые члены сей послѣдней линіи; 2) въ чтеніи именъ не вездѣ согласна съ книгою Паралипоменонъ.
6 Петавій по сему случаю приводитъ на память, что по сказанію книги Бытія (16, 16), Аврааму было осемдесятъ шесть лѣтъ при рожденіи Исмаила, которое гораздо позднѣе встрѣчи Авраама съ Мелхиседекомъ.
7 Каинанъ.
8 По славянской Библіи, согласно съ Семидесятью, на сто тридцатомъ, Быт. 11, 13.
9 По венеціанскому списку Панарія: «ста пяти (ρε')»; но мы исправляемъ это согласно съ нашею Библіею, потому что сего требуетъ окончательный итогъ, выводимый въ заключеніе всего ряда этихъ вычисленій. Соотвѣтственно съ симъ исправляемъ итогъ и въ этомъ собственно вычисленіи, который и по тому уже требуетъ исправленія, что цифра, указываемая для него въ текстѣ Панарія, никакъ неможетъ быть принята: цифра эта — 1130 лѣтъ (χίλια ρλ').
10 По нашей Библіи, имѣя сто лѣтъ (Быт. 11, 10).
11 По Библіи, Амарфала.
12 По Библіи, Ѳаргала.
13 Въ подлинникѣ, ста пяти (ρε'), а по венеціанскому списку: ста девяти; но и то и другое, очевидно, ошибка писцовъ.
14 Δεῖ, по исправленію Петавія, вмѣсто: δι’ рукописей.
15 Слово: ὁδῶν, взято изъ прежнихъ изданій Панарія; по тексту венеціанскаго списка оно опущено.
16 Все сіе отдѣленіе есть добавка къ извѣстному прежде тексту Панарія, найденная Элеромъ въ венеціанскомъ спискѣ, и изданная имъ въ приложеніяхъ къ его изданію Панарія (Corp. haeresiolog. T. 2. p. 3. pag. 642), а Диндорфомъ въ новѣйшемъ изданіи Панарія внесенная въ самый текстъ его.
17 Въ греческомъ текстѣ сему слову предшествуетъ слово: Μελχισεδέϰ. Потому, вѣроятно, св. Епифаній и относитъ слова сіи къ Мелхиседеку.

Печатается по изданію: Творенiя святаго Епифанiя Кипрскаго. Часть вторая. — М.: Типографiя В. Готье, 1864. — С. 435-453. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 44.)